Nick-Luhminskii
Возможно, вам попадался разбор "Ну, погоди" с привлечением начального уровня знаний о морской пехоте. Дескать, Волк — не просто волк, у него должен быть интересный биографический горб и он тоже заслуживает уважения. Поскольку эти рассуждения многим понравились, я не могу не продолжить рассуждать на ту же тему. Но я встану на сторону Зайца.

Начну с того, что для меня в детстве "Ну, погоди" был абсолютно неинтересным зрелищем. Теперь он для меня стал событием, но не за счет того, что это хорошо сделанный детский мультфильм. По сути это "как буржуазный Том и Джерри, только с советским колоритом". Желание сделать "как у них, но только чтобы как у нас" обычно добром не заканчивается, но "Ну, погоди" все же оказался интереснее и объемнее за счет большей антропоморфности героев и стремления протащить в детский раздел то, что ни за что не пропустили бы во взрослый. Баланс между героями почти сохранен — неслучайно у волка спустя десятки лет после рождения подросла крепкая смена поклонников. Давайте посмотрим, что им нравится.

Центральный конфликт приходит к нам из "Тома и Джерри", но выглядит все-таки очень странно. Если Волк и Заяц — полноправные советские граждане, при ботинках и паспортах, очень странно, что один советский гражданин хочет сожрать другого в не переносном смысле (тут мы представляем гифку с Ганнибалом Лектером, который, скажем, подмигивает). Попытки приписать их конфликту иную природу обречены оставаться бездоказательными, но именно ими я и займусь.

Для начала разберем, что за личности — Волк и Заяц. Нельзя отрицать, что Волк — банальный алкаш и пятнадцатисуточник. У него хреновое здоровье, он неуклюжий, не слишком умный, в драке гарантированно получает на орехи. Он хорохорится и намекает, будто имеет отношение к флоту. Разумеется, это чушь. Он не более моряк, чем подзаборные персонажи на день ВДВ — десантники. Да, оба главных героя сериала периодически показывают себя суперменами, но таковы жанра "Тома и Джерри": время от времени герои должны выдерживать прямое попадание наковальни, чтобы картинка шевелилась веселее.

Кто такой Заяц? Он любит цветы, любит петь, посещает музеи. Непонятно, кто он по профессии, да это и неважно. Его можно представить на любой чистой и требующей интеллектуальных усилий работе. Он совсем не мажор, и, если и состоятелен, не выпячивает этого — он везде передвигается на велосипеде, всегда в кэжле, развлекается бюджетно. Он может быть и востребованным специалистом, и волонтером, ведь он оптимист и "за все хорошее против всего плохого". Он и волка все время жалеет, всегда дает ему второй, следующий, очередной шанс. Как же так, "народ" ведь. Трудно ему.

И вот, первая серия: два мира сталкиваются. Как вы думаете, какие чувства испытывает опустившийся алкоголик, который с удовольствием опрокидывает урны, при виде того, как в его загаженном сером городе кто-то устроил у себя на балконе прекрасный маленький сад и прилежно за ним ухаживает? Разумеется, ему больно, и он хочет съесть этого вшивого интеллигента-садовода, полив сметаной. Еще показательнее миниатюра с воблой. Она должна была быть очень смешной, но у меня от нее мурашки вдоль хребта. Волк выпивает в своей разоренной совковой хрущобе и лениво смотрит телевизор. Закуска оказывается очень твердой, такой, что ею можно сломать подоконник (в СССР несъедобная еда — это норма). Впрочем, Волк не расстроен, в настоящую ярость он впадает только когда в телевизоре появляется Заяц. Это же страшный контраст — твоя убитая квартиренка и блестящая сцена, на которой стоит кто-то другой.

Начинается противостояние. Обратите внимание на этот беспощадный реализм: в улыбающемся советском обществе заяц остается со своим преследователем один на один. Волку перепадает пинков от окружающих только когда он мешает кому-то еще, сам факт преследования почти никого не трогает. Детям сразу объясняют, в какой мир они попали. Алкоголик, преступник — законная и неотъемлемая часть этой экосистемы, его нельзя винить в том, что он хочет убить приличного человека, ведь "у них денег куры не клюют, а у нас на водку не хватает".

Поэтому у нас так много персонажей, которые стремятся видеть в Волке хорошее и сочувствовать ему. Волк — это "русский мир" в дистиллированном виде. Хотите посмотреть, что за наемники приезжают отстаивать "независимость Донбасса", хотите взглянуть, кто радуется поражению протестов 2011 года — посмотрите на Волка. А теперь вспомните сцену со злым роботом-зайцем. Обязательно вспомните.

@темы: против нравственности