Глава 2, в которой объясняется, почему Гарри Поттер все-таки девочка.
читать дальшеЕще читая первую книгу, я задавался вопросом: зачем тексту такой неумеренный, необъяснимый моральный садизм приемных родителей Гарри? Притом, что в физическом плане его существование вполне сносное (в отличие от существования его кузена, которого любящие предки явно решили уморить диабетом), моральный план перенасыщен издеательствами.
Архетипически это ситуация Золушки: юноша терпит унижения, его постоянно сравнивают с неродным братом в пользу последнего; герой также периодически выполняет тяжелую / неприятную работу (кажется, в одном эпизоде он носил чемодан, а в другом мыл посуду – насчет посуды уже не так уверен). Полную аналогию ситуации Поттера мы можем найти в сказке «12 месяцев», где бедная падчерица претерпевает от мачехи и сестры. Затем ее посылают типа на верную смерть зимой в лес, однако эта неприятность оборачивается, напротив, приятной и полезной встречей с добрыми волшебниками. От них падчерица получает волшебные предметы, а потом возвращается и воздает сестрам по серьгам и иным частям тела.
В истории Поттера присутствуют структурно идентичные элементы: невыносимое существование «дома» и досадная перспектива колледжа для отстоев. Затем колледж для отстоев волшебным, извините за двусмысленность, образом превращается в гораздо более приятное и почетное учреждение Хогвартс, где также раздаются волшебные способности. Вернувшись «домой» уже со специальными способностями, Поттер иногда хулиганит по мелочи, дабы соответственно отыграться за обиды.
Интересующие нас элементы структуры сказки являются специфической женской инициацией – обрядом, дающим девушкам магические способности. Инициация состоит из предшествующего унижения и символической смерти (выражается в какого-либо рода изгнании); затем следует период обучения магическим искусствам и хэппи-энд.
Сюжет, как уже говорилось, специфически женский. Мужская инициация обычно мыслится как один или три военных похода (В.Ю. Михайлин по кавказской, если не ошибаюсь, традиции называет эти походы балцами). Обычно балц – это просто магически значимая охота. Ничего похожего в сюжете о ГП мне выделить не удалось.
Женственность образа Поттера, как мне кажется, выражается также в некоторых иных эпизодах – например, в смысловых узлах, касающихся его взаимоотношений с мужчинами, старше его по возрасту. Но анализировать это я не берусь, ибо здесь необходим человек, искушенный во Фрейде, а я себя таковым не считаю.
И, перефразируя некоторого Бориса Гребенщикова в «Сказках о Германии», «что же касается несогласных с этим утверждением, то item».