Глава 3.Апология близнецов, или Почему их перестали убивать во младенчестве.
Торжественно посвящаю эту главу Хелен Хантер!
читать дальшеОсмелюсь заявить, что персонажи, подобные близнецам Уизли – явление в литературе скорее экстраординарное. Со времен поллиаты близнецы как таковые служили только для одного вида сюжета: сюжета перепутывания и подмены. Причем острие сюжета всегда затачивалось на фатальных внутренних различиях между ними, иначе в перемене мест не было бы никакого смысла. Близнецы (двойники) хоть по одному признаку, да противопоставлены – разница воспитания и мировосприятия (Принц и Нищий, Зита и Гита, др.), разница характеров (к/ф «Весна» – Любовь Орлова в двойном объеме), разный пол, в конце концов (у Шекспира в «Двенадцатой ночи»). Для этих канонических сюжетов важна именно нетождественность внешнего и внутреннего, иначе сам смысл близничества как бы теряется. Парадоксально, но факт: зачем сюжету именно близнецы, если они похожи во всем? Проще сделать их просто братьями. <рассуждает литератор> Теперь рассмотрим экстраординарно одинаковых близнецов Уизли с мифологической точки зрения.
Люсьен Леви-Брюль, аффтар книги «Первобытный менталитет», сообщает, что в любом первобытном обществе появление чего-либо необычного считалось фактом, угрожающим всему обществу, поэтому таковой факт непременно уничтожали. Уничтожению подвергались животные, которые рождались необычными или начинали вести себя необычно, близнецы, дети, у которых не в должной последовательности начинали резаться зубы. Одним словом, родись Фред и Джордж среди неотесанных папуасов, их бы убили в первые же дни жизни – скорее всего, закопав живьем в землю.
Почему так строго?
Во-первых, в первобытном мышлении необычайное явление быта (рождение необычного животного или человека) напрямую и обоюдно связывалось с грядущим несчастьем, как правило – губительным изменением климата. По мысли первобытного человека, обоюдная связь предвестия беды и самой беды давала возможность спастись: если уничтожить «симптом», уничтожится и несчастье.
Во-вторых, люди с необычными свойствами считались наделенными необычной магической энергией, в основном антисоциальной, поэтому от них в особенности стремились избавиться.
Тот факт, что с точки зрения первобытных рождение близнецов Уизли вело к неприятностям, я полагаю, в комментариях не нуждается. А на второй пункт я бы обратил особенное внимание. Близнецы Уизли, как мы помним – счастливые обладатели собственного бизнеса по производству и продаже разнообразных магических дурилок с рынком сбыта среди опять же магов, то есть даже по отношению в настоящим волшебникам они выступают в качестве фокусников, то есть как маги в квадрате.
Теперь рассмотрим образ близнецов в перспективе истории мифологий.
В мифологиях собственно близнецы упоминаются не всегда, но есть четко сложившийся архетип парны братьев, которые иногда оказываются еще и близнецами, или как минимум двойняшками. Они уже фигурируют как активные герои, стало быть, на определенном этапе их все-таки перестали убивать во младенчестве )))) В образе двоих братьев мы уже встречаем один значимые элемент, который был подмечен выше в литературе – парные персонажи либо противопоставлены друг другу, либо, подобно Кастору и Полидевку, трагически разделены (в посмертии обречены никогда не встретиться из-за того, что, когда один бодрствует, другой спит, и наоборот). Зато Фред и Джордж не только полностью идентичны, но еще и неразделимы. Они, подобно платоновскому Андрогену, являют собой непротиворечивое гармоническое единство.
Близкий аналог в мифологических и сказочных сюжетах являют собой только «двое из ларца, одинаковых с лица». Кстати, довольно близкий аналог. Напомним, что структурно «двое из ларца» – это волшебный помощник главного героя, в каковом качестве близнецы Уизли периодически выступают по отношению к Гарри. Кроме того, «двое из ларца» по отношению к оппонентам героя проявляют обычно не благородную враждебность, а характерную веселую пакостность.
Может быть, тогда без ущерба для структуры образа можно просто слепить близнецов воедино, раз уж ни внешне, ни внутренне они не различаются?
Полагаю, нет. Значимая составляющая их цельного образа есть то, что близнецы – не личность, а коммуникация. Они постоянно подкрепляют свою самодостаточность именно постоянным общением между собой, то есть ни провести различение, ни воссоединить окончательно их невозможно.
На этом более-менее достоверный анализ близнецов заканчивается, и начинается
Параграф, притянутый за уши.
Парные мифологические персонажи суть всегда отображение определенной картины мира: культурный герой и трикстер, герой и ложный герой вступают в противоборство, или действуют, дополняя друг друга, и таким образом творят внешний мир. Близнецы Уизли, таким образом, отражают противоположную картину мира, картину однородного мира, не разделенного противоречиями. Казалось бы, всякое движение внутри этой коммуникации должно прекратиться, так как половинам целого не в чем дополнять друг друга. В определенном смысле это значимый поворот в мышления. Я бы назвал его принципом толерантности: в данном случае особенно важно, что одна часть универсума не хуже другой, картина мира не только целостна, но и однородна. Европейская (англоязычная) цивилизация, в границах которой уже очень давно не заходит солнце, перестала видеть различия между тем и этим, – и пропагандирует веселый деятельный буддизм.
Гарри Поттер и движение мифологии-3
Глава 3.Апология близнецов, или Почему их перестали убивать во младенчестве.
Торжественно посвящаю эту главу Хелен Хантер!
читать дальше
Торжественно посвящаю эту главу Хелен Хантер!
читать дальше