Благодаря одному паршивому математику у меня лично реакция на фамилию Фоменко неадекватная; мне все время кажется, что сейчас речь пойдет о том, что Христос, Иван Грозный, пророк Мохамед и Мухаммед Али – одно лицо или как минимум муж и жена. Так вот сейчас речь пойдет не об этом проходимце, а об И.В. Фоменко (прошу обратить особенное внимание на его инициалы, потому же Фоменок вообще пугающе много), авторе «Введения в практическую поэтику», Тверь 2003.
Первые несколько курсов филфака я жил и учился в Твери, так что знаю даже, как уважаемый профессор выглядит и что о нем говорят. Одно из самых, пожалуй, прикольных (да и небезосновательных) высказываний – «он сам свою поэтику выдумал, он один в ней разбирается». Ну, считайте, что я решил стать вторым человеком, который разбирается в этом славном предмете, – короче, я все это себе скачал и начал вот читать.
О содержании и смысле.
У Фоменко суть в том, что содержание текста – это сумма значений слов, а смысл каждый вкладывает сам в меру своей испорченности. Отсюда легко продолжить идею, что чем более общими и расплывчатыми будут слова, тем больше останется пространства для маневра у ув. читателя, который и будет воспринимать текст вкривь и вкось как вздумается. Сей момент весьма заметен в том, как у нас обычно воспринимаются песни. Песня даже в большей мере, чем стиш, есть то, что хочется сказать от своего имени. Как мне приходилось слышать умную мысль, что хорошая попсовая песня – это то, что может сказать глупая девочка своему дебильному мальчику на дискотеке. И, слушая именно песни, я часто ловлю себя на мысли, что представляю себе, при каких обстоятельствах я бы лично такое произнес. То есть именно выпячивание смысла из содержания и доставляет воспринимающему особенный кайф.