Суеверия по Леманну. Предварительные выводы.
Книга Леманна представляет собой очень интересный образчик подробной зарисовки явления, современного рассказчику. Спиритизм, современный Леманну, представлен как суеверие, но в то же время и нечто вроде религии. Именно тем, что спиритизм являет черты некоей новой религии, Леманн и объясняет бОльшую популярность его в сравнении с различными сходными воззрениями прошлого. Он доказывает, что пневматология, научная теория о существовании духов и души, созданная в XVIII веке, повторяла многие постулаты спиритизма, который стал популярен только во второй половине XIX века, и вместе с тем пневматология являла собой только теорию, известную узкому кругу специалистов, а спиритизм стал повсеместно популярен. Леманн особо отмечал, что некоторые идеи спиритизм почерпнул из восточных религий, в особенности же из буддизма. Так, идея метампсихоза присутствует в сочинениях многих идеологов спиритизма. Эти черты — тяготение к восточной философии и теологии, близость к религии, альтернативной христианству — характерны для современных суеверных представлений не в меньшей мере. В связи с этим уместно подробнее рассмотреть факты, приводимые Леманном.
Наблюдаемые им явления суеверия носят черты религии: имеются постулаты, которые трудно доказать; скорее всего, они предназначены для того, чтобы принимать их на веру. Это постулаты о том, что духи после смерти существуют в некоем пространстве, откуда могут подавать знаки определенного свойства живым, причем делать это исключительно в присутствии духовно развитых людей — медиумов. Эти постулаты не обсуждаются в принципе, но очень часто при спиритических сеансах присутствуют естествоиспытатели и проверяют, не являются ли вызываемые медиумом явления фокусами. Леманн последовательно доказывает, что большинство описанных случаев — все же фокусы, всего лишь очень ловко подстроенные. Он заявляет, что хочет разоблачить спиритизм и спиритов и доказать, что он — шарлатанство и суеверие, однако в его тексте проскальзывают фразы, противоречащие главному намерению. Так, он утверждает, что спиритические сеансы всегда удаются (духи всегда отзываются), когда медиум — обманщик и ловкий фокусник, тогда как настоящие спиритические сеансы удаются далеко не всегда. Таким образом, он разоблачает собственную веру в то, что спиритический сеанс все же может быть «настоящим».
Эта ситуация характерна для спиритизма. Его проявления постоянно подвергаются научным проверкам и следуют регулярные разоблачения, причем и в самой среде спиритов, без привлечения скептиков со стороны. В самой среде спиритов постоянно появляется огромное количество искусных медиумов-обманщиков, что тем более странно, если учесть, что медиумы, по собственному утверждению Леманна, «воспитываются» и «развиваются» в спиритических кружках, то есть сами выходят из среды людей заинтересованных непознанностью мира духов. Известным компромиссом между верой и не-верой могли бы явиться попытки научного объяснения до сих пор необъяснимых явлений медиумизма, таких, как левитация, пирокинез и пр. Однако неудобоизучаемость таких явлений заставляет рассказы о них и, соответственно, попытки их изучить, относить к разряду все тех же суеверных рассказов.
Резюме таково: современное сознание проникнуто суеверными представлениями, которые парадоксальным образом сочетаются с научной картиной мира, и такое положение вещей в среде людей образованных держится с конца XIX века как минимум.