Если вы читаете много интернета, вы наверняка слышали о бунте в городе Пугачев. История там произошла такая: в самом конце июня молодой человек (татарин по национальности, но воспринимается местными как русский), только что дембельнувшийся десантник, поругался с 16-летним только что приехавшим из Чечни подростком из-за девушки. Неделю спустя произошло нечто вроде дуэли. Что именно происходило на дуэли, свидетельства разнятся, но в одном свидетели сходятся: ночью у кабака собралась толпа, разделилась по признаку чеченец-нечеченец, в середину встали главные действующие лица и стали драться. Затем в свете фар проезжающего автомобиля (единственный источник освещения на этой улице) зрители заметили кровь и решили разнять дерущихся. Кто кого и чем пырнул, установит следствие, а непреложный факт таков: бывший десантник умер в больнице, и на теле, по разным данным, до тринадцати "повреждений", как минимум три из которых были проникающими ранениями грудной клетки.
На следующий день около ста пугачевцев пошли бить чеченцев. Полиция их отловила и рассадила по домам. Через день около тысячи пугачевцев собрали народный сход, на котором облили главу администрации водой и, по непроверенным данным, кинули в него яйцом. Полиция не стала рассаживать их по домам, и тогда они на полчаса перекрыли трассу, требуя полного очищения города от чеченцев. Тут их все-таки снова рассадили. Еще через день жители снова собрались и пошли жечь чеченское кафе "Халяль", перед воротами которого были снова отловлены и рассажены, потому что невыспавшихся полицейских на место подвозили уже и с окрестных районов, на всех хватало.
Сколько в деле обвиняемых, каковы официальные версии убийства и каковы — сообщаемые кулуарно, я не буду рассказывать подробно, все это вы можете прочесть в новостях сами (только в телевизор не смотрите, там обезжиренная версия). Я замечу только не без злорадства, что местная власть ударилась в глубокий траур и начала повторять заклинание об отсутствии в регионе межнациональных конфликтах и строго бытовой почве убийства. Этой же версии придерживается и отец убитого в своем официальном комментарии.
А теперь я попрошу слова.
В российской и советской деревне (этнически весьма неоднородной) существовал обычай
читать дальшемассовых драк. "Команды" формировались порой по территориальному, порой — по национальному признаку, смотря какие традиции складывались в деревне или группе деревень. К драке вооружались кто чем, но были и традиционные виды оружия, могущие нанести серьезные повреждения: например, гиря на веревке. У драк были неписанные правила, но они отнюдь не включали полный запрет на нанесение увечий или убийства по неосторожности. Скорее, кровавые события были необходимы, так как это служило обязательным условием для прекращения драки.
В этом свете пугачевские события выглядят почти традиционно. Массовой драки не было, но были две "группы болельщиков", разделенные по национальному признаку. Болельщики не сделали ничего, чтобы драку предотвратить,то есть считали ее событием вполне нормальным. Условием прекращения драки стала первая кровь (когда ее сумели разглядеть). Тоже вполне традиционно. Но после окончания мероприятия одна команда не согласилась с результатами, благодаря чему история приобрела широчайшую огласку.
И вот что важно. Преступление началось не в тот момент, когда один участник потасовки достал холодное оружие, а другой не достал. Преступление началось, когда все очевидцы собрались, чтобы посмотреть на драку — вместо того, чтобы не дать оппонентам дотронуться друг до друга. Да, драки — это русская традиция, но это традиция. не имеющая прав на существование. И, если начистоту, преступление началось еще раньше, когда в детстве родители внушали будущим участникам: отстаивай свои права с помощью кулаков! договариваются или решают разногласия через суд слабаки и девчонки! будь мужиком, врежь всем! Пока эта традиция не изжита, убийства будут происходить снова и снова/
Все до этих слов я написал перед тем, как выехать в Пугачев самому. могу сказать: при знакомстве с фактами и некоторыми участниками на месте я только утвердился в своем мнении. И поделился им с некоторыми сотрудниками местного следственного комитета. Видели бы вы, мои невидимые друзья, какими глазами на меня посмотрели они — и женины, и мужчины. "Но ведь драки были всегда!" — вот что дословно сказали мне. И сколько бы я ни пытался объяснить. что нам нужен другой менталитет, такой, чтобы видя приготовления к драке, гражданин набирал 02, а не запасался семок горстью. Это очень просто, но в пересчете на пугачевскую ментальность — невероятно сложно.
Сейчас в Пугачеве собралось очень много людей из больших городов. Помимо того, что все они заняты тем, для чего приехали, многие просто ходят по городу и наслаждаются погружением в экзотику. "Здесь у людей другой уровень общения. Мы в городах все атомизированы. а тут..." — делится коллега. И я вижу в его глазах тот азарт самоуничижения, который неглупых, в общем-то, людей XIX века заставляло идеализировать дворников. А вот то-то и классно,что мы так атомизированы! Потому что именно это помогает нам проживать более долгую, более счастливую жизнь, не растрачивая ее пополам на подпольные качалки и последующие отлеживания в травматологии. Потому что если у меня на улице возникнет спонтанный конфликт с атомизированным собратом, все кончится взаимной демонстрацией средних пальцев, а в сплоченном Пугачеве это заканчивается народной забавой "стенка на стенку".
В одном из следующих постов я расскажу, как дела обстоят у местных чеченцев, с которыми я общался. Там все куда более запущенно.