Когда говоришь о политике (да и вообще когда говоришь), в первую очередь возникает необходимость уточнить термины. Я понял, что не нахожу готовое бытовое описание сущности политических воззрений, которое бы меня устраивало, и поэтому попытаюсь набросать его самостоятельно.
Что такое система политических воззрений? Это
образ желаемого будущего.
читать дальшеОн не обязательно исчерпывается экономикой, национальным вопросом — какой-то одной сферой, из-за чего я считаю марксизм протухшей темой. Я берусь утверждать, что, вне зависимости от искушенности в вопросах политической повестки, у человека есть политические воззрения, если у него есть образ желаемого будущего. Другой разговор, насколько этот образ непротиворечив и, что еще важнее, насколько он совпадает с образом действий этого человека. Я не открою Америки, если скажу, что некое условное большинство россиян мечтает о европейском уровне жизни и самом укладе жизни Европы, люто ненавидя Украину именно за аналогичный выбор.
Человек эволюционирует, когда будущее приходит к нему. Можно представить, условно говоря, что в XII веке мечты о будущем были мечтами о том, человеческое существо с каким родовым именем и какой формой носа будет сидеть в самом высоком каменном строении данной местности. Во времена Маркса мечты о будущем были связаны с фантазированием об идеальной экономике — распределении, при котором все сыты, не умирают от грыжи и не подвязывают подметки веревочками. Именно поэтому для Европы Маркс перестал быть актуален, он больше ничего не объясняет, мешок человеческой жадности, казавшийся бездонным, наполнился неожиданно быстро, сегодня каждый готов жертвовать не от щедрости, а от избытка. Теперь мечта о будущем связана с вопросом прав, точнее — отмены их абсурдного ограничения. Для меня идеальный образ будущего — общество, основанное исключительно на правиле "твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого". Всем из противоположного лагеря следует усвоить, что их образ идеального будущего — "сохранить незаслуженную фору любой ценой", и в его формулировке — залог их скорого исчезновения.
Вопрос разграничения свобод очень сложный, а потому интересный, и заниматься им можно крайне долго, чем человечество еще непременно развлечет себя. Однако необходимо условиться сразу, что в деле разграничения личных пространств не может играть никакой роли то шизофреническое визионерство, к которому все мы в разной степени склонны. Религии неизбежно похоронят все попытки договориться. Люди должны принять тот факт, что они обладают свойствами, полезными для индивидуального выживания и губительными для обществ — жадностью и религиозностью, и держать эти свойства в узде.
Вот, в самом кратком изложении, суть современной либеральной концепции, и она сводит все концы еще лучше, чем удар кинжала.