Окно Овертона, летальный мышиный рай и другие "научные" страшилки российских интернет-конвсерваторов давно достойны отдельного монументального труда. Корень зла, на мой взгляд — "промтограмотность": к сожалению, российский интернет-консерватор не неграмотен совершенно и с горем пополам может разобрать несколько фраз по-английски. Переводя научный текст, он дополняет то, что, на его взгляд, и так очевидно, а результат его интеллектуальных усилий обычно по ключевым словам совпадает с английским первоисточником, но по сути представляет собой роскошную эсхатологию калики-богомольца.

По окну Овертона наконец-то запустили противоядие: вот статья на несерьезном вроде бы ресурсе, но при ней — очень адекватный ссылочный аппарат.

Об эксперименте "Вселенная 25" мне подобной статьи не попадалось, поэтому я расскажу немного о нем своими словами.

Что приписывают Кэлхуну По мнению российских блогеров, Кэлхун провел 25 последовательных экспериментов по созданию "мышиного рая": замкнутого пространства, в котором плодятся,не зная ограничений в воде и пище, грызуны одного вида. В условиях отсутствия естественных врагов и изобилия грызуны чрезвычайно размножались, после чего их микросоциум коллапсировал: самцы становились пассивными, самки — агрессивными, переставали рождаться новые мышата, и в итоге все заканчивалось полным вымиранием популяции. На основании этого полностью научного эксперимента Кэлхун делал вывод, что перенаселенность ведет к феминизму, гомосексуализму и вымиранию.

Что на самом деле открыл Кэлхун Трудность определения границ достойных доверия выводов (а их соблазнительно распространить на все человечество) обусловлены религиозностью автора исследования. В действительности "Вселенная 25" была единственной, но и полученные благодаря ей данные весьма интересны. По достижении популяцией определенного уровня грызуны начинали испытывать стресс от слишком тесного физического контакта со своими сородичами, и они пошли путем уничтожения молодняка. Новые пометы уничтожились до тех пор, пока старшее поколение не достигло предела фертильности. После этого молодняк просто перестал появляться. Эксперимент Кэлхуна доказывает, что для млекопитающих пространство является таким же важным ресурсом, как еда и пища.