Небетховенный Бетховен. «Победа Веллингтона в битве при Виттории». Батальная картина, собранная из военных маршей и чуть-чуть сдобренная симфонизмом. Действует церебрально, мимо головного мозга, а я не люблю, когда художественное воздействие пытается проскочить мимо моего уважаемого мозга. На излете марша «Мальбрук в поход собрался», символизирующем крах наполеоновской артиллерии, я чуть не прослезился, но, памятуя, что Адорно плачущих на концерте проклял, смог взять себя в руки.
Оратория «Христос на Масличной горе» была исключительно благопристойна, содержала вполне понятные идеи, одобренные церковью и написана была бодренько, хотя без выдумки и запоминающихся мест. Поразил «хор ангелов», исполнявший на языке оригинала (понятно, немецком) славословие Христу и праведникам. Рефреном было слово «слава», что вполне законно для этого жанра. Но! «слава» по-немецки — «Heil», хайль то есть. Это заставило взглянуть на контекст по-другому.