большая статья ПРОСТРАНСТВЕННО-МАГИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГАРРИ ПОТТЕРА В книге А. и Д. Рис «Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе» говорится о четырехчастной и пятичастной пространственно-магистической структуре, соотносимой со сторонами света и кастовыми обязанностями людей. В предании о Финтане («Установление владении Тары») и его разделении Ирландии говорится, что запад (Коннахт) соотносится с мудростью и волхвованием (это также основы, учение, союз, суждение, летописи, советы, предания, знание прошедшего, ученость, красота, красноречие, прелесть, скромность, доброта, изобилие, богатство), север (Ульстер) — это битва (распри, дерзость, суровые места, споры, кичливость, бескорыстие, гордость, захваты, нападения, жестокость, войны, сражения), восток (Лейнстер) — это процветание (припасы, пчелиные ульи, соревнования, боевые подвиги, главы семейств, знать, чудеса, добрый обычай, обходительность, роскошь, изобилие, достоинство, сила, избыток, хозяйство, многоискусность, снаряжение, сокровища, атлас, полотно, шелк, одежды, зеленая крапчатая ткань (?), гостеприимство), юг (Мунстер) — это музыка (водопады (esa), чудеса (oenaigi), знать, разбойники, знание, искусность, музыканты, мелодии, песни, мудрость, честь, напевы, учение, наука, доблесть (fiansa), игра в фидхелл, неистовство, свирепость, искусство поэзии, защита, скромность, законы морали, свита, плодородие), а центр (Mит) — это королевская власть. Таким образом, расположенный на западе Коннахт соотносился с кастой жрецов, расположенный на севере Ульстер — с кастой воинов, Лейнстер на востоке — это третье сословие и земледельцы, южный Мунстер — четвертая каста, слуги, шуты и проходимцы. Роулинг создает свой квартет факультетов, напоминающих подобные четырехчастные иерархические деления. Хотя в тексте не раз подчеркивается, что все факультеты Хогвартса равны, подсознательно читатель понимает, что некоторые — равнее. Иерархия факультетов введена в текст имплицитно, через символику металлов (кстати, алхимическая символика периодически проскальзывает у Роулинг, но сейчас речь не об этом). Гриффиндор «наделен» золотом в гербе, Слизерин — серебром, Равенкло — бронзой, а у Хаффлпаффа в цветах фигурирует черный, что может ассоциироваться с железом. Таким образом, иерархия вполне прозрачна. Над факультетами стоит директор, который олицетворяет собой Центр, хотя исторический всякий директор неминуемо принадлежит к какому-либо факультету, и потому вольно или невольно может подыграть своим. Далее. Благодаря распространениям Шляпы Гриффиндора мы знаем, что основатели Хогвартса, давшие имена факультетам, пришли в Хогвартс из разных частей Англии, а именно: Гриффиндор — с севера, Слизерин — с запада, Равенкло — с востока, Хаффлпафф — с юга. Таким образом, мы видим, что иерархия металлов в этом случае совпадает с ирландской иерархией сторон света, но не полностью: север у Роулинг «золотой», а запад — только «серебряный». Кстати, упомянутые персонажи сошлись где-то посредине Англии, в ее мистическом Центре. А по легенде о короле Ллуде, когда правителю понадобилось найти географический центр Британии, он тщательно ее обмерял и нашел середину не где-нибудь, а в Оксфорде. В тексте не сказано напрямую, где находится Хогвартс, но туда также нужно ехать от Лондона на север почти целый день. Еще одно совпадение. Но вернемся к иерархии факультетов. Как мы, читавшие, помним, у каждого факультета есть своя особенность, своего рода функция. Эти функции не соотносятся напрямую с кастовым делением, но имеют определенные переклички. Гриффиндор — скорее всего, воин. Главная черта Гриффиндорца — храбрость, а талисман факультета — меч Годрика Гриффиндора. В Равенкло подчеркивается стремление к знаниям, интеллектуальность, что соотносимо со жреческой функцией (во всяком случае, в кельтской традиции жрец-друид — очевидный интеллектуал, это отмечал Юлий Цезарь и его последователи). Хаффлпафф отмечен такими неясными качествами, как честность и трудолюбие. Эти качества можно отнести к доблестям «третьего сословия», хотя это и не столь очевидно. Талисман факультета — чаша; как сосуд, она ассоциируется, например, с котлом сидов. Котел — предмет в кельтской культуре странный. С одной стороны, в ирландской традиции, это котел Дагды, раблезианского обжоры, котел, в котором никогда не заканчивается еда. А в валлийской традиции (есть основания считать ее более поздней) котел — это уже сугубо магический предмет. В мабиноги о Бранвен фигурирует котел, который может воскрешать людей — правда, с потерей некоторых человеческих функций. А другой хаффлпаффский символ, барсук — животное, традиционно связанное с иным миром. В японской народной мифологии фигурируют барсуки-оборотни; магически барсуки, связанные с культом бога солнца, известны в кельтской мифологии. Например, с солярным божеством Гвавлом недруги играли в жестокую игру «барсук в мешке». Но, если три факультета худо-бедно поддаются распределению по функциям четырех каст, то со Слизерином вопрос сложен. Получается, что этому факультету методом исключения оказалась выделена судьба четвертой касты — «шудр», слуг и разнообразных деклассированных элементов. С имиджем Слизерина это сочетается слабо, хотя Слизерин, как факультет злодеев, в известной мере совпадает с функцией Мунстера как «злого» края, признаками которого являются неистовство и свирепость. Таким образом, мы может обратить внимание, что в мире Роулинг наивысшим авторитетом пользуются военные. Следом идет четвертая каста. Если вдуматься, именно к ней исторически принадлежат разнообразные гламурные персонажи нашего времени — звезды экрана, певцы и знаменитые спортсмены. Третье место за интеллектуалами, принадлежность к третьему сословию признано наименее престижным, хотя в утешение именно хаффлпаффцам полагаются многочисленные добрые слова в тексте. Что ж, мне бы лично хотелось особо отметить прискорбный упадок престижа образования. Вот и все выводы пока.