По мотивам чтения лекции Рудольфа Штайнера "Оккультное значение крови".
1. Конечно, работы по оккультизму - такая же дурь, как фанфик, но их хотя бы можно редактировать. Чем я и занимаюсь ))
2. Мозг автору тоже следовало бы отредактировать. Рассуждения на уровне "потоп был, иначе откуда бы взялись допотопные животные". Речь киит словами-паразитами, так что все время хочется чесаться. Плюс немного фонового нацизма, нормального для среднего человечка эпохи раннего Фрейда.
3. Это было предисловие от редактора. А теперь, внимание: сам текст.
Рудольф Штайнер. Оккультное значение кровиРудольф Штайнер. Оккультное значение крови. Берлин, 25 Октября, 1906. GA 55
«Blut ist ein ganz besondrer Saft»
«Кровь есть совсем особый сок»
(Фауст, Акт I, Сцена 4).
Каждый из вас, без сомнения, осознает, что титул этой лекции взят из Фауста Гете. Вы все знаете, что в этой поэме нам показывается, как Фауст, высший представитель человечества, вступает в сделку со злыми силами, которые со своей стороны представлены в поэме Мефистофелем, эмиссаром ада. Вы узнаете, также, что Фауст должен заключить сделку с Мефистофелем, подписанную его собственной кровью. Фауст, в первое мгновение, смотрит на это как на шутку. Мефистофель, однако, в этом месте изрекает утверждение, которое Гете без сомнения подразумевал должным быть принятым серьезно: «Кровь есть совсем особый сок».
Теперь, со ссылкой на эту строку в Фаусте Гете, мы переходим к любопытной особенности так называемых комментаторов Гете. Вы, конечно, осознаете, как обширна в литературе занятость Гетевской версией легенды Фауста. Это такое колоссальное количество литературы, что целые библиотеки могли бы быть набиты ею и, естественно, я не могу распространятся по различным комментариям, сделанными такими интерпретаторами Гете касательно этого особенного пассажа. Но скажу, что ни одна из интерпретаций не бросает существенно больше света на предложение, чем данное недавним комментатором, профессором Минор (Minor). Он, аналогично другим, трактует его в свете иронического замечания, сделанного Мефистофелем и в этой связи он делает следующее действительно очень любопытное наблюдение и такое, которому я бы попросил вас уделить ваше внимание, -- без сомнений, вы будете удивлены услышать, что за странные заключения комментаторы Гете способны вывести.
Профессор Минор замечает, что «дьявол есть враг крови»; и он указывает, что поскольку кровь есть то, что поддерживает и сохраняет жизнь, дьявол, который есть враг человеческой расы, должен, следовательно, быть и врагом крови. Он затем -- и вполне справедливо -- уделяет внимание факту, что даже в старейших версиях легенды Фауста -- и в легендах вообще -- кровь всегда играет одинаковую роль.
В древней книге о Фаусте обстоятельно описано, как Фауст делает небольшой надрез в своей левой руке маленьким перочинным ножиком и как затем, когда он берет перо, чтобы подписать свое имя в договоре, кровь, текущая из надреза, формирует слова: «О человек, спасайся!». Все это документировано; но Минор замечает, что дьявол -- враг крови и что это -- причина для его требования, что подпись должна быть написана кровью. Я хотел бы спросить вас: можете ли вы представить некоторую личность, которая желает обладания той самой вещью к которой она имеет антипатию? Единственно разумное объяснение, которое может быть дано -- не только Гетевскому значению в этом пассаже, но также как всему, приложенному к основной легенде, так и ко всем более древним поэмам о Фаусте -- есть то, что для дьявола кровь была чем-то особенным, и что это для него было совсем не безразличным, будет ли сделка подписана обычным нейтральными чернилами или кровью.
Мы можем здесь предположить ничто другое, чем то, что представитель сил зла верит, нет, убежден, что он будет иметь Фауста особенно в своей власти, если он может только завладеть по меньшей мере одной каплей его крови. Это самоочевидно, что никто не может действительно понимать строку иначе. Фауст должен подписать свое имя своей собственной кровью, но не потому что дьявол является враждебным ей, но скорее потому что он желает заполучить власть над ней.
Все такие вещи, которые дошли до нас в легендах и мифах различных наций и которые касаются человеческой жизни, будут в наши дни подвергнуты своеобразной трансформации в отношении всей концепции и интерпретации человеческой природы. Прошел век, в котором легенды, сказания и мифы рассматривались только как выражения инфантильной фантазии народа. Действительно, время даже прошло когда полуученым, полудетским путем, это было манерой прояснять легенды как поэтическое выражение национальной Души.
Теперь так называемая «поэтическая Душа» нации есть ни что иное как продукт ученого бюрократизма; ибо этого вида бюрократизма имеется как раз так много, как официальной разнообразности. Любой, кто вообще вглядывался в Душу народа, вполне осознает, что он не имеет дело с воображаемой фикцией или чем-то подобным, но с чем-то гораздо более глубоким, и что по сути дела легенды и сказания различных народов есть выражения замечательных сил и событий.
Если с новой точки зрения Духовного исследования мы помедитируем над древними легендами и мифами, позволяя тем грандиозным и мощным образам, которые дошли до нас от изначальных времен действовать на наши умы, мы найдем, если мы оснащены для нашей задачи методами Оккультной науки, что эти легенды и мифы есть выражения самой глубокой и древней мудрости.
Это истинно, мы можем сначала быть склонны спросить, как произошло, что в примитивном состоянии развития и с примитивными идеями, неизощренный человек был способен представить себе образно загадки Вселенной в этих легендах и сказаниях; и как это есть, что когда мы медитируем на них теперь, мы созерцаем в них в образной форме то, что Оккультное исследование сегодня открывает нам с огромной ясностью.
Это есть по сути то, что сначала склонно вызвать удивление. И все же, тот, кто проникает глубже и глубже в способы и средства, которыми эти сказания и мифы пришли к существованию, обнаружит, что любой след удивления исчезает, любое сомнение проходит; действительно, он найдет в этих легендах не только то, что определено наивным и неизощренным взглядом на вещи, но замечательно глубокое и мудрое выражение изначальной и истинной концепции Мира.
Гораздо больше может быть выучено тщательным изучением основ этих мифов и легенд, чем абсорбируя интеллектуальную и экспериментальную науку современности. Но для работы такого вида ученик должен, конечно, быть знаком с теми методами исследования, которые принадлежат Духовной науке. Теперь, все, что содержится в легендах и древних Мироконцепциях о крови имеет обыкновение быть значимым, так как в те отдаленные времена имелась мудрость, посредством которой человек понимал истину и широкое значение крови, этого «совсем особого сока», который сам является текущей жизнью человеческих существ.
Мы не можем сегодня вдаваться в вопрос, откуда пришла эта мудрость древних времен, хотя некоторые указания этого будут даны в конце лекции; фактическое изучение этого предмета должно, однако, быть перенесено в будущие лекции. Сама кровь, ее значение для человека и роль, которую она играет в прогрессе человеческой цивилизации будет занимать наше внимание сегодня.
Мы рассмотрим ее не с физиологической и не с чисто научной точки зрения, но скорее с точки зрения Духовной концепции Вселенной. Мы лучше всего приблизимся к нашему предмету если сначала мы поймем значение древнего принципа, который интимно связан с цивилизацией древнего Египта, где процветала жреческая мудрость Гермеса. Это есть аксиома, которая формирует фундаментальный принцип всей Духовной науки и которая стала известной как Герметическая аксиома; она гласит, «Как вверху, так внизу».
Вы обнаружите, что существует много дилетантских интерпретаций этого утверждения; объяснение, однако, которое должно занимать нас сегодня есть следующее: -- Это ясно для Духовной науки, что мир, к которому человек имеет в основном доступ посредством его пяти чувств, не представляет весь Мир, что он фактически есть только выражение более глубокого мира, сокрытого за ним, а именно, Духовного мира. Теперь, этот Духовный мир называется -- согласно Герметической аксиоме -- высшим миром, миром «вверху»; и мир чувств, который разыгрывается вокруг нас, существование которого мы знаем через посредство наших чувств, и который мы способны изучать посредством нашего интеллекта, есть низший, мир «внизу», и есть выражение того высшего и Духовного мира. Таким образом, оккультист, глядя на этот мир чувств, видит в нем не нечто окончательное, но скорее некий вид физиогномии (physiognomy), которую он распознает как выражение мира Души и Духа; так же, как когда вы глядите на человеческий облик, вы должны не останавливаться на форме лица и жестах, обращая внимание только на них, но должны перейти по ходу дела от физиогномии и жестов к Духовному элементу, который выражается в них.
То, что каждая личность делает инстинктивно, когда противостоит существу, обладающему Душой, есть то, что оккультист или Духовный исследователь делает в отношении целого Мира; «Как вверху, так внизу» было бы, примененным к человеку, объяснено так: «Каждый импульс, оживляющий его Душу, выражается в его лице». Твердый и грубый облик выражает грубость Души, улыбка говорит о внутренней радости, слезы выдают страдающую Душу.
Я приложу здесь Герметическую аксиому к вопросу: Что фактически составляет мудрость? Духовная наука всегда утверждала, что человеческая мудрость имеет нечто с опытом и именно с болезненным опытом. Тот, кто находится в муках страдания, манифестирует в страдании нечто, что является внутренним недостатком гармонии. Тот, однако, кто преодолевает боль и страдание и выносит их плоды в себе, всегда скажет вам, что через страдание он приобрел некоторую меру мудрости. Он скажет: «радости и удовольствия жизни, все, что жизнь может предложить мне путем удовлетворения, все эти вещи я воспринимаю благодарно; все же я много более неохотно разделяю боль и страдание, чем эти приятные дары жизни ибо -- это моей боли и страданию я обязан моей мудростью».
И так это есть, что в мудрости Оккультная наука всегда распознавала то, что может быть названо кристаллизованной болью -- болью, которая была побеждена и таким образом изменена в противоположное.
Это интересно заметить, что материалистическое современное исследование недавно достигло точно такого же заключения. Совсем недавно была опубликована книга «Мимикрия мысли (The Mimicry of Thought)»", книга, вполне заслуживающая чтения. Автор стремится показать, как внутренняя жизнь человека, его образ мышления, как бы выражает себя в его физиогномии. Изучающий человеческую природу направляет внимание к факту, что существует всегда нечто в выражении на лице мыслителя, что является относящимся к тому, что можно назвать «абсорбированная боль».
Таким образом, вы видите, что этот принцип выходит на свет в материалистической точке зрения современности, прекрасное подтверждение той незапамятной аксиомы Духовной науки. Вы станете все более и более восприимчивы к этому и вы обнаружите, что постепенно, шаг за шагом, древняя мудрость перепроявится в науке наших времен.
Оккультное исследование показывает решительно, что все вещи, которые окружают нас в этом мире -- минеральная основа, растительный покров, и животный мир -- должны быть рассматриваемы как физиогномическое выражение или «внизу», того «вверху» или Духовной жизни, расположенной за ними. С точки зрения, взятой Оккультизмом, вещи представленные нам в чувственном мире могут только быть верно понятыми, если наше знание включает познание «вверху», Духовного архетипа, изначальных Духовных существ, откуда произошло проявление всех вещей. И по этой причине мы сегодня приложим наши умы к изучению того, что лежит сокрытым за феноменом крови, что формирует для себя в крови свое физиогномическое выражение в мире чувств. Когда однажды вы поймете такую «Духовную основу» крови, вы будете способны осознать, как знание таких вещей обязательно влияет на весь наш умственный взгляд на жизнь.
Вопросы огромной важности надавливают на нас в эти дни; вопросы, имеющие дело с обучением, не только молодежи но и целых наций. И более того, мы сталкиваемся с важнейшим вопросом обучения, с которым человечество должно столкнуться лицом к лицу в будущем, и который не может не быть распознанным всеми, кто замечает великие социальные перевороты нашего времени и требования, которые везде были выдвинуты, будь это вопрос труда или вопрос мира. Все эти вещи занимают наши взволнованные умы.
Но все такие вопросы проясняются, как скоро мы распознаем природу Духовной сущности, которая лежит позади нашей крови. Кто может отрицать, что этот вопрос тесно связан с расовым вопросом, который в настоящее время еще раз выходит заметно на передний план? Все же этот расовый вопрос является таким, который мы никогда не можем объяснить, пока мы не понимаем тайн крови и результатов, возникающих от смешения крови различных рас. И, наконец, существует еще другой вопрос, важность которого становится все более и более актуальной по мере того, как мы стремимся выпутать себя из бесполезных методов имеющих дело с ним и ищем приблизиться к нему в его самом исчерпывающем поведении. Это есть проблема колонизации, которая восходит ко временам, когда цивилизованные нации еще только входили в контакт с не-цивилизованными; а именно -- до какой степени нецивилизованные народы способны стать цивилизованными? Как может варвар, дикарь до мозга костей, -- стать цивилизованным? И каким образом мы должны обращаться с ними? И здесь мы должны рассмотреть не только чувства, согласно смутным законам морали, но мы также должны быть озабочены великими, серьезными и жизненными проблемами самого факта существования.
То, что такое есть сама кровь, вы предположительно все знаете из современных учений естественной науки, и вы осознаете, что в отношении к человеку и высшим животным, эта кровь есть практически текущая жизнь.
Вы осознаете, что именно посредством крови «внутренний человек» входит в контакт с тем, что есть внешнее и что в течение этого процесса человеческая кровь абсорбирует кислород, который составляет само дыхание жизни. Через абсорбирование этого кислорода кровь подвергается обновлению. Кровь, которая представлена втекающему кислороду, является неким видом яда для организма -- неким видом разрушителя и уничтожителя -- но через абсорбирование кислорода голубо-красная кровь становится превращенной процессом сгорания, окисления в красную, дающую жизнь жидкость. Такая кровь, находящая свой путь ко всем частям тела, питая их, имеет задачу прямого ассимилирования материалов внешнего мира и приложения их, самым коротким из возможных способов, к питанию тела. Это необходимо только для человека и высших животных абсорбировать кислород из воздуха в нее и образовывать и сохранять тело посредством ее.
Некто, одаренный знанием Душ, справедливо заметил: «Кровь с ее циркуляцией подобна второму существу и в отношении к человеку из костей, мускул и нервов, действует подобно некому виду внешнего мира». Ибо как суть дела, все человеческое существо непрерывно вытягивает свое питание из крови и в то же самое время оно выгружает в нее все, что уже не нужно. Человеческая кровь есть, следовательно, истинный двойник, всегда составляющий ему компанию, из которого он вытягивает новую силу и которому он отдает все, что оно не может более использовать. «Текущая жизнь человека» является, следовательно, хорошим именем, которое должно быть дано крови; ибо этот постоянно меняющийся «особый сок» является несомненно настолько важным для человека, насколько целлюлоза важна для низших организмов.
Выдающийся ученый Эрнст Хэкел (Ernst Haeckel), который вдавался глубоко в действия природы, в нескольких из своих популярных работах верно привлек внимание к факту, что кровь в действительности есть самый поздно зарождающийся элемент в организме. Если мы проследим развитие человеческого эмбриона, мы найдем, что рудименты кости и мускула развиваются задолго до того, как первая тенденция к формированию крови становится явной. Основная работа для формирования крови со всей ее сопутствующей системой кровяных сосудов возникает значительно позже в развитии эмбриона и из этого естественная наука верно заключила, что формирование крови произошло поздно в эволюции Вселенной; что другие силы, которые были здесь должны были быть подняты до высоты крови, так сказать, для того, чтобы донести до этой высоты то, что должно было быть совершено внутренне в человеческом существе. Не раньше, чем человеческий эмбрион повторил в себе все прежние стадии человеческого роста, таким образом достигая условия, в котором Мир был до формирования крови, является он готовым совершить акт коронования эволюции -- преобразуя и возвышая все, что приходило прежде в «совсем особый сок», который мы называем кровь.
Если мы желали бы изучить те таинственные законы Духовной Вселенной, которая существует позади крови, мы должны обратить внимание на некоторые простейшие концепции Антропософии. Таковые выдвигались часто, и вы увидите, что эти элементарные идеи Антропософии есть «вверху» и что это «вверху» выражено в важных законах, управляющих кровью -- как и остальной жизнью -- как бы в физиогномики.
Те из присутствующих, кто уже хорошо знаком с главными законами Антропософии, позволят, я полагаю, здесь короткое повторение их для пользы других, кто есть здесь впервые. Действительно, такое повторение может представить эти законы все более и более ясными первым, когда эти законы будут применены к новым и специальным случаям. Тем, конечно, кто не знает ничего об Антропософии, кто еще не ознакомил себя с этими концепциями жизни и Вселенной, то, что я намереваюсь сказать может показаться не менее, чем слишком многими словами, связанными вместе, из которых они ничего не могут извлечь. Однако вина не всегда состоит в отсутствии идеи за словами, когда последние ничего не передают. Действительно, мы можем здесь адоптировать, с небольшим изменением, замечание остроумного Лихтенберга (Lichtenberg), который сказал: «Если голова и книга приходят в столкновение и результирующий звук есть пустой, виной не должна обязательно быть книга!»
И так это есть с нашими современниками, когда они отпускают суждение о Теософских истинах. Если эти истины должны в ушах многих звучать слова только как, слова, к которым они не могут присоединить какое-нибудь значение, вина не должна необходимо оставаться с Антропософией; те, однако, кто нашел свой путь в суть дела, узнают их за всеми указаниями на высших Существ, а такие Существа действительно существуют, хотя и не должны быть разыскиваемы в мире чувств.
Наша Теософская концепция Вселенной показывает нам, что человек, как он открывается нашим чувствам во внешнем мире касательно его облика и формы, является только частью всего человеческого существа и что в действительности существуют многие другие части за физическим телом. Человек обладает этим физическим телом общим с так называемыми «безжизненными» минеральными объектами, которые окружают его. Однако, человек обладает эфирным или жизненным телом. Это эфирное или жизненное тело, как оно иногда называется, далекое от фикции воображения, является отчетливо видимым развитым Духовным чувствам оккультиста так же, как являются внешне воспринимаемыми цвета для физического глаза. Это эфирное тело может действительно быть видимым ясновидящими. Это есть принцип, который призывает неорганические материалы к жизни, который вызывает их из их безжизненного состояния, впрядает их в нить жизненного одеяния. Не представляйте, что это тело есть для Оккультиста только нечто, что он добавляет в мысли к тому, что является безжизненным. Это есть то, что ученые естественной науки пытаются делать! Они пытаются завершить то, что они видят микроскопом, изобретая нечто, что они называют жизнепринцип.
Такая точка зрения неприемлема для Теософского исследования. Теософ не утверждает: «Я такой, какой я есть, и я нахожусь здесь. Все, что существует в мире, должно соответствовать моей нынешней точке зрения. Что я не способен воспринять, то не существует!» Такая аргументация похожа на то, как слепой человек доказывал бы, что цвета -- это фантазия. Человек, который не знает ничего о сути вещей, не должен судить о ней, но пусть судит тот, в чью сферу опыта такая суть дел входит.
Далее; человек пребывает в состоянии эволюции, и поэтому Антропософия говорит: «Если вы остаетесь таким, каковы вы есть, вы не увидите эфирное тело, и потому можете говорить о «границах познания» и «игнорабимус» («Ignorabimus» -- не знаем (и не узнаем)); но если вы развиваетесь и приобретаете необходимые способности для распознавания Духовных вещей, вы не будете более говорить о «границах познания», ибо таковые существуют только до тех пор, пока человек не развил внутренних чувств». Агностицизм налагает тяжелое бремя на нашу цивилизацию; ибо он говорит: «Человек -- такой-то и такой, и таким образом он может знать только это и то». Подобной доктрине мы отвечаем: «Хотя он есть такой-то и такой сегодня, он должен стать другим, и когда он станет другим, он узнает что-то еще».
Итак, вторая часть человека есть эфирное тело, которым он обладает наравне с представителями растительного царства.
Третья часть есть так называемое астральное тело, значимое и прекрасное название, причина для которого будет объяснена позднее. Теософы, которые желают изменения этого названия, скорее всего, просто не догадываются, что подразумевается под этим. Астральное тело есть в человеке и в животном; это возвышение жизненной субстанции до уровня чувства, так, чтобы в жизнесубстанции могли двигаться не только жидкости, но также чтобы в ней могло быть выражено все, известное как боль и удовольствие, радость и горе. И здесь вы видите существенное различие между растением и животным, хотя между ними существуют переходные формы. Школа натуралистов не так давно придерживалась мнения, что чувство, в его буквальном смысле, должно также быть приписано растениям; это, однако, по существу -- подмена понятий; ибо, хотя очевидно, что определенные растения являются такой восприимчивой структурой, что они «отвечают» на внешние раздражители, все же такое состояние не может быть описано как «чувство». Чтобы «чувство» могло существовать, образ должен быть сформирован внутри существа, как преломление того, что производит восприятие. Следовательно, если определенные растения отвечают на внешний стимул, это не есть доказательство, что растения переживают его внутренне. То, что несет в себе внутреннее переживание, располагается в астральном теле. Итак, мы видим, что нечто, достигшее животного состояния, состоит из физического тела, эфирного тела и астрального тела.
Человек, однако, возвышается над животным через обладание чем-то отличающим его от зверя, и вдумчивые люди во все времена осознавали, в чем это превосходство состоит. Оно указывается в том, что Жан Поль (Jean Paul) говорит о себе в своей автобиографии. Он описывает, что он мог вспомнить день, когда он стоял ребенком в деревенском дворе родительского дома и мысль неожиданно сверкнула в его уме: что он есть Эго, существо, способное говорить «Я» самому себе! -- и он рассказывает нам, что это произвело на него глубокое впечатление.
Вся так называемая внешняя наука Души включает в себя самый важный пункт, который я здесь приведу. Я прошу вас следить за моей мыслью несколько мгновений, чтобы у вас сложилось верная картина того, что является очень тонким аргументом, -- но именно он поможет вам понять, как обстоит суть дела. Во всей человеческой речи существует всего одно слово, которое отличается полностью от всех остальных. Каждый из вас может назвать вещи вокруг вас; каждый может назвать стол столом и стул стулом. Но существует одно слово, одно имя, которое вы не можете приложить ни к чему другому за исключением того, кто, им обладает, и это слово -- «Я». Никто не может обратиться к другому как к «Я». Это «Я» должно звучать из самого сердца самой Души; это имя, которое Душа сама может приложить к себе. Любая другая личность -- это «Ты» для меня, и «Я» -- это «Ты» для нее. Все религии распознавали это «Я» как выражение того принципа Души, через который самое сокровенное внутреннее существо, его Божественная природа способна говорить. Здесь начинается то, что не может проникнуть через внешние чувства, что никогда в своей значимости не может быть названо извне, что должно звучать из наивнутреннейшего существа. Здесь начинается тот монолог, тот разговор Души с самой собой, при котором Божественная самость дает знать о своем присутствии, когда путь освобождается для прихода Духа в человеческую Душу.
В религиях ранних цивилизаций, среди древних евреев, например, это имя было известно как «невысказанное имя Бога» и, какую бы интерпретацию современная филология могла выбрать, чтобы наложить на него, древнее еврейское имя Бога не имеет никакого другого значения, кроме того, которое выражено в нашем слове «Я». Трепет проходил через собравшихся, когда «имя непознаваемого Бога» произносилось посвященными, когда они смутно воспринимали то, что подразумевалось теми словами, провозглашаемые через храм: «Я есть Я-Есть».
В этом слове выражен четвертый принцип человеческой природы, тот, которым человек единственно обладает, пока он на Земле; и это «Я» в свою очередь заключает и развивает в себе зачатки более высоких стадий человечества.
Мы можем только бросить беглый взор на то, что в будущем будет развито через этот четвертый принцип. Мы должны указать, что человек состоит из физического тела, эфирного тела, астрального тела и Эго, или действительно внутренней самости; и того, что внутри этой внутренней самости есть рудименты трех высших стадий развития, которые берут начало в крови. Эти три есть Манас (Manas), Буддхи (Buddhi) и Атма (Atma):
Манас, Само-Дух (Spirit-Self) как отличительная форма телесной самости;
Буддхи, Жизне-Дух (Life-Spirit);
Атма, действительный и истинный Духо-Человек (Spirit-Man), далекий идеал человека сегодня; рудиментарный зачаток, сейчас скрытый внутри, но предназначенный в будущие века достичь совершенства.
Мы имеем семь цветов в радуге, семь звучаний, семь серий атомических весов и семь градаций в шкале человеческого существа; и таковые снова разделяются на четыре низших и три высших.
Итак, мы попытаемся увидеть способ, которым эта верхняя Духовная триада обеспечивает физиогномическое выражение в низшей четверичности и как это является нам в мире чувств. Возьмем, например, в первую очередь то, что кристаллизовалось в форму человеческого физического тела; им он обладает общим со всем, что называется «безжизненная» природа. Когда мы говорим теософски о физическом теле, мы даже не подразумеваем то, что глаз видит, -- но скорее ту комбинацию сил, которая образовала физическое тело, ту жизненную силу, которая существует позади видимой формы.
Давайте теперь рассмотрим растение. Это есть существо, обладающее эфирным телом, которое возвышает физическую субстанцию к жизни; то есть, оно преобразует эту субстанцию в живой сок. Что это такое, что трансформирует так называемые безжизненные силы в живой сок? Мы называем это эфирным телом и эфирное тело исполняет точно ту же работу в животных и людях; оно побуждает то, что имеет только материальное бытие, к тому, чтобы стать живой конфигурацией, живой формой.
Эфирное тело, в свою очередь, проникнуто астральным телом. В чем функция астрального тела? Оно побуждает субстанцию переживать внутренне циркуляцию движущихся внешне жидкостей так, что внешнее движение отражается во внутреннем.
Итак, мы достигли пункта, где мы способны понять человека постольку, поскольку это касается его места в животном царстве. Все субстанции, из которых человек составлен, такие как кислород, азот, водород, сера, фосфор и так далее, должны быть обнаружены вовне в неодушевленной природе также. Если то, что эфирное тело трансформировало в живую субстанцию, должно иметь внутренние переживания, если оно должно создать внутренние отражения того, что происходит внешне, тогда эфирное тело должно быть проникнуто тем, что мы называем астральным телом, так как именно астральное тело позволяет возникнуть чувствованию. Но на этой стадии астральное тело вызывает чувствование только одним особенным способом. Эфирное тело изменяет неорганические субстанции в живые жидкости и астральное тело в свою очередь трансформирует эти живые жидкости в чувственную субстанцию; однако -- и это я прошу вас особенно отметить -- что именно существо с не более чем этими тремя телами способно чувствовать? Оно чувствует только себя, свои собственные жизнепроцессы; оно ведет жизнь, которая заключена внутри себя. Теперь, обратите внимание. Если вы взгляните на одно из низших животных, что вы обнаружите? Оно трансформирует неоживленную субстанцию в живую субстанцию и живую субстанцию в чувственную субстанцию; и чувственная субстанция может быть обнаружена только там, где существуют рудименты того, что в более поздней стадии станет развитой нервной системой.
Таким образом, мы имеем неоживленную субстанцию, живую субстанцию и субстанцию, проникнутую нервами, способными к чувствованию. О кристалле вы должны думать как о выражении определенных природных законов, которые преобладают во внешнем мире в так называемом безжизненном царстве. Никакой кристалл не может быть сформирован без помощи всей окружающей природы. Никакое соединение не может быть отделено от цепи Космоса и установлено отдельно само. И также невозможно отделить от его окружения человека, который, будучи поднятым на высоту даже нескольких миль, должен неизбежно погибнуть. Так же, как человек мыслим в своей среде обитания, где необходимые силы скомбинированы в нем, также это действительно и для кристалла; следовательно, любой, рассматривающий кристалл верно, увидит в нем картину всей природы, всего Космоса. Кувье (Cuvier) верно заметил, что компетентный анатом будет способен сказать, к какому виду животных принадлежала та или иная кость. Аналогично весь Космос проявлен в одном кристалле. Так же весь Космос выражен в живой субстанции отдельного существа. Жидкости, протекающие в теле существа — это одновременно малый мир и эквивалент большого мира. И как только субстанция стала способной к чувствованию, что стало предметом ее чувств? Чувства самых элементарных созданий отражают Космические законы, так что каждое отдельное живое создание воспринимает внутри себя Микрокосмически целый Макрокосмос. Чувственная жизнь элементарного создания есть, таким образом, жизнь Вселенной.
Сознание таких живых созданий является, конечно, смутным. Все же эта самая смутность сознания уравновешена его значительно большей сферой, ибо весь Космос чувствуется в смутном сознании элементарного существа. В человеке существует более сложная структура тех же самых трех тел, присутствующих в простейшем чувственном живом создании.
Возьмем человека -- без рассмотрения его крови -- возьмем его как существо, сделанное из субстанции окружающего физического мира и содержащее, как растение, определенные соки, которые трансформируют его в живую субстанцию и в котором постепенно организуется нервная система. Эта первая нервная система называется симпатической системой, и, если мы рассматриваем, человека она простирается вдоль всей длины позвоночника, к которому она присоединена малыми нитями на каждой стороне. Она имеет с каждой стороны по серии сплетений, из которых нити ответвляются к различным частям -- к легким, пищеварительным органам и так далее. Эта симпатическая нервная система дает жизнь чувствованию. Но сознание человека не простирается достаточно глубоко, чтобы позволить ему последовать Космическим процессам, воспринимаемым этими нервами. Они есть средство выражения, и как человеческая жизнь сформирована из окружающего Космического мира, так этот Космический мир отражается в симпатической нервной системе. Эти нервы живут смутной внутренней жизнью, и, если человек был бы способен погрузиться вниз, в симпатическую систему и заставить свою высшую систему спать, он наблюдал бы молчаливое действие могущественных Космических законов.
В прошлые времена люди обладали ясновидческой способностью, которая теперь заменена, но ее можно вызвать искусственно, специальными процессами приостановив активность высшей нервной системы, и высвободив низшее или подсознательное сознание. В такие моменты человек живет в той нервной системе, которая в своем роде является отражением окружающего мира.
Определенные низшие животные действительно все еще сохраняют это состояние сознания и, хотя смутное и неопределенное, оно все же простирается дальше, чем сознание человека сегодняшнего дня. Вселенная отражается как смутная внутренняя жизнь, а не только малая секция таковой, как она воспринимается современным человеком.
Когда эволюция шагнула вперед так далеко, что симпатическая нервная система смогла отразить в себе весь Космос, существо, обладающее такой нервной системой, вновь открывает себя как объект; к симпатической системе добавляется спинной мозг. Система мозга и спинного мозга затем ведет к таким органам, через которые устанавливается связь с внешним миром.
Человек эволюционирует, и вот он уже более не призван действовать только как зеркало для отражения изначальных законов Космической эволюции, но соотношение устанавливается между самим отражением и внешним миром. Соединение между симпатической системой и высшей нервной системой выражает изменение, которое имело место преимущественно в астральном теле. Последнее более не живет Космической жизнью в состоянии приглушенного сознания, но оно добавляет к этому свое собственное внутреннее бытие. Симпатическая система позволяет воспринимать то, что происходит внутри, и высшая форма нервной системы, такая, какой обладает человечество на настоящей стадии эволюции, берет из более высоко развитого астрального тела материал для создания образов или представлений внешнего мира. Человек потерял способность воспринимать прежние смутно-примитивные образы внешнего мира, но зато теперь он осознает свою внутреннюю жизнь, и из этой внутренней жизни он формирует на более высокой стадии новый мир образов, в которых отражается всего лишь малая порция внешнего мира, но в более ясной и более совершенной манере, чем прежде.
От астрального тела трансформация перешла к эфирному телу. Как эфирное тело в процессе своего изменения вовлекает астральное тело, так к симпатической нервной системе добавляется система мозга и позвоночника. Аналогично, после возникновения низших циркуляций жидкостей, то, что выросло из эфирного тела и стало свободным от него, теперь преобразует низшие жидкости в субстанцию, которую мы называем кровью.
Кровь, следовательно, есть выражение индивидуализированного эфирного тела, так же как мозг и спинной мозг есть выражение индивидуализированного астрального тела. Кровь и есть то самое Эго или «Я».
Итак, мы имеем дело с цепью, состоящей из пяти соединений. Это:
Неорганические, нейтральные, физические силы;
Жизненные жидкости, которые также находятся в растениях:
Низшая или симпатическая нервная система;
Высшее астральное тело, которое было развито из низшего и которое находит свое выражение в спинном мозге и мозге;
Принцип, который индивидуализирует эфирное тело.
Так же, как эти два последних принципа были индивидуализированы, так и первый принцип (безжизненная материя входит в человеческое тело, служа для его образования) представляется индивидуализированным; однако в современном человечестве мы найдем только рудименты этой трансформации.
Мы видели, как внешние бесформенные субстанции входят в человеческое тело и как эфирное тело превращает эти материалы в живые формы; как астральное тело формирует образы внешнего мира, как это отражение внешнего мира превращает себя во внутренние процессы и как эта внутренняя жизнь затем порождает изнутри себя образы внешнего мира.
Когда метаморфозы распространяются на эфирное тело, формируется кровь. Кровяные сосуды вместе с сердцем суть выражение трансформированного эфирного тела, таким же образом, которым спинной мозг и мозг выражают астральное тело. Так же, как посредством мозга внешний мир переживается внутренне, посредством крови этот внутренний мир трансформируется во внешнее выражение в теле человека. Я буду вынужден говорить в подобиях, чтобы описать вам сложные процессы, которые должны быть учтены.
Кровь абсорбирует эти образы внешнего мира, которые мозг сформировал внутри, трансформирует их в живые конструктивные силы и с ними строит человеческое тело. Кровь, следовательно, является материалом, который образует человеческое тело. Мы видим процесс, в котором кровь выделяет из своего Космического окружения высшую субстанцию, которую она может получить, а именно кислород; кислород обновляет кровь и снабжает ее свежей жизнью. Так наша кровь побуждается, чтобы открыть себя внешнему миру.
Итак, мы проследили путь от внешнего мира ко внутреннему и обратно. Мы видели, что кровь образуется, когда человек противостоит внешнему миру как независимое существо, когда из восприятий, которые инициирует внешний мир, он в свою очередь производит различные формы и образы сам, становясь творящим и делая возможным для Эго привести к жизни индивидуальную Волю. Существо, в котором этот процесс еще не прошел, не был бы способен сказать «Я». В крови располагается принцип для развития Эго. «Я» может быть только тогда выражено, когда существо способно формировать внутри себя образы, которые оно получает из внешнего мира. «Я-существо» должно быть способным принятия внешнего мира в себя и внутренне воспроизведения его.
Был бы человек обеспечен всего лишь мозгом, он был бы способен воспроизвести образы внешнего мира внутри себя и переживать их внутри себя; он был бы только способен сказать: «Внешний мир отражается во мне как в зеркале». Но если он способен образовать новую форму этого отражения внешнего мира, эта форма не есть более отраженный внешний мир, это есть «Я». Существо, обладающее спинным и головным мозгом, воспринимает отражение как свою внутреннюю жизнь. Однако, когда существо обладает кровью, оно переживает свою внутреннюю жизнь, как свой собственный универсум. Посредством крови, поддерживаемой кислородом внешнего мира, индивидуальное тело формируется соответственно образам внутренней жизни. Такая формация выражается как восприятие «Я».
Эго воздействует в двух направлениях, и кровь выражает этот факт внешне. Взгляд Эго направлен вовнутрь; его Воля направлена вовне. Силы крови направлены вовнутрь; они образуют внутреннего человека и опять они обращаются вовне к кислороду внешнего мира. Вот почему, идя спать, человек погружается в бессознательность; он погружается в то, что его сознание может переживать в крови. Когда, однако, он снова открывает свои глаза ко внешнему миру, его кровь добавляет к его созидающим силам образы, выработанные мозгом и чувствами. Кровь находится посередине между внутренним миром образов и внешним живым миром формы. Ее роль станет ясной для нас, когда мы изучим два феномена, а именно, родословность (взаимоотношение между сознательными существами) и переживание в мире внешних событий. Родословность или происхождение помещает нас туда, где мы находимся в соответствии с законом кровной связи. Личность рождается в тесной связи с расой, племенем, линией предков и тем, что предки завещали ей, — все вышеупомянутое есть в ее крови. В крови собрано вместе все, что материальное прошлое сконструировало в человеке; и в крови также формируется все, что подготовляется для будущего.
Когда человек временно подавляет свое высшее сознание, когда он есть в гипнотическом состоянии или в состоянии собнамбулизма, или когда он является атавистически ясновидящим, он погружается в значительно более глубокое сознание, такое, где он становится сновидчески знающим великие Космические законы, но все-таки воспринимает их гораздо более ясно, чем самые живые сновидения обычного сна. В такие времена активность его мозга отсутствует, и в случае состояний глубочайшего сомнамбулизма это также относится к его спинному мозгу. Человек переживает активность своей симпатической нервной системы; другими словами, в смутной и неясной манере он чувствует жизнь целого Космоса. В такие времена кровь не выражает образы внутренней жизни, которые произведены посредством мозга, но она представляет те, которые внешний мир формирует в ней.
Перейдем к наследственности. Так же, как индивид наследует форму носа от своего предка, наследует он и форму всего своего тела. В состоянии подавленного сознания он чувствует образы внешнего мира; другими словами, его предки активны в его крови и он смутно принимает участие в их отдаленной жизни.
Все в мире пребывает в состоянии эволюции, включая человеческое сознание. Человек не всегда имел сознание, которым он сейчас обладает; когда мы регрессируем, мы обнаруживаем свое сознание в совсем ином состоянии. Бодрствуя, человек воспринимает внешние вещи сквозь призму своих чувств и формирует идеи о них. Такие идеи о внешнем мире действуют в его крови. Все, к чему он был восприимчив, живет в его крови; его память загружается переживаниями. Все же человек сегодня более не осознает, что он обладает в своей внутренней телесной жизни наследством от его предков. Он не знает ничего касательно форм своих внутренних органов; но в прежние времена все было по-другому. Тогда внутри крови жило не только то, что чувства получали из внешнего мира, но также то, что содержалось внутри телесной формы; и, поскольку эта телесная форма была унаследована от его предков, человек чувствовал их жизнь внутри себя.
Если мы мыслим о возвышенной форме такого сознания, мы будем иметь некоторое представление о том, как это было выражено в соответствующей форме памяти. Личность, переживающая не более, чем то, что она получает своими чувствами, помнит не более чем события, связанные с такими внешними чувствопереживаниями. Она может осознавать только такие вещи, какие она может переживать, -- начиная со своего детства. Однако с праисторическим человеком это было по-другому. Он чувствовал то, что было внутри него, и, поскольку такое внутреннее переживание было результатом наследственности, он проходил через переживания своих предков посредством своей внутренней способности. Эта жизнь его предков, в действительности, всегда присутствует в образах, которые получает его кровь, ибо как ни невероятно это может казаться материалистическим идеям сегодняшнего дня, существовала одно время форма сознания, посредством которой люди рассматривали не только свои собственные чувствовосприятия как свои собственные переживания, но также как переживания своих предков. В те времена, когда они говорили «Я переживал такую-то и такую-то вещь», они ссылались не только на то, что происходило с ними лично, но также на переживания своих предков, ибо они могли помнить таковые.
Такое прежнее сознание было очень смутным, очень неясным в сравнении с человеческим сознанием сегодняшнего дня. Оно напоминало больше природу живого сновидения, но, с другой стороны, оно охватывало гораздо больше, чем наше настоящее сознание. Сын чувствовал себя связанным со своим отцом и дедом как одно «Я», потому что он чувствовал их переживания как если они были бы его собственными. И, поскольку человек жил не только в своем личном мире, но внутри него обитало также сознание предшествующих поколений, в наименовании себя он включал все имена, принадлежащие своей линии предков. Отец, сын, дед и так далее, обозначались одним именем, которое было общим для них всех, таковым, которое проходило через их всех; личность чувствовала себя собой только будучи членом целой линии потомков. Такое чувство было истинным и актуальным.
Теперь выясним, как произошло, что его форма сознания изменилась.
Вернувшись в прошлое, вы найдете, что существует некий особенный момент, имеющий место в истории каждой нации. Это момент, когда народ вступает в новую фазу цивилизации, момент, когда он порывает со своими старыми традициями, когда он утрачивает свою древнюю мудрость, мудрость, которая передавалась через поколения посредством крови. Нация помнит все, и это выражается в ее легендах.
На заре веков племена были отчуждены одно от другого, и члены племен избегали экзогамии. Так было со всеми расами и со всеми народами. Затем этот принцип был уничтожен; к крови племени стала подмешиваться кровь чужаков, когда женитьба между родственниками была заменена женитьбой чужаков, когда эндогамия (endogamy) дала место экзогамии (exogamy). Эндогамия сохраняет кровь поколений; она позволяет одной и той же крови течь в жилах людей одного племени, одной нации многие поколения. Экзогамия прививает человека новой кровью, и такое обрывание племенного принципа, такое смешение крови, которое рано или поздно имеет место среди всех народов, означает рождение внешнего понимания, рождение интеллекта.
Запомним, что в древние времена существовало смутное ясновидение, из которого происходят мифы и легенды. Такое ясновидение могло существовать в близкородственной крови, также как наше современное сознание приходит благодаря смешению крови. Рождение логической мысли, рождение интеллекта, совпало с приходом экзогамии. Факт может показаться невероятным, но он подтверждается результатами объективных исследований, и начальные шаги по его изучению уже были предприняты. Смешение крови уничтожило ясновидение прежних дней для того, чтобы человечество могло развиваться дальше; и также как личность, которая прошла через стадии Оккультного развития переприобретает такое ясновидение и преобразует его в новую форму, так и наше бодрствующее сознание сегодняшнего дня было развито из того смутного и неясного ясновидения, приобретенного во времена древности.
В настоящее время все в окружении человека запечатлено в его крови; ибо окружение формирует внутреннего человека в соответствии с внешним миром. В случае примитивного человека это было то, что содержалось внутри тела, это было более полно выражено в крови. В те давние времена воспоминание переживаний предков наследовалось вместе с телом. В крови потомков должны были быть прослеживаемы пути, пройденные предками. Когда кровь смешалась посредством экзогамии, тесная связь с предками была оборвана и человек начал жить своей собственной жизнью. Таким образом, несмешанная кровь выражала власть жизни предков, а в смешанной крови выражена власть личного переживания.
Мифы и легенды повествуют об этих вещах. Они говорят: «То, что имеет власть над твоей кровью, имеет власть над тобой». Традиционная власть прекратилась, когда она не могла более действовать через кровь, потому что способность последней отвечать такой власти была уничтожена примесью чужой крови. Это утверждение универсально. Чем бы ни была сила, которая желает получить господство над человеком, эта сила должна воздействовать на него таким образом, что воздействие выражается в его крови. Если злая сила желала бы воздействовать на человека, она должна быть способной влиять на его кровь. Это — глубокое и Духовное значение цитаты из Фауста. Вот почему представитель злого принципа говорит: «Подпиши твое имя в договоре твоей кровью. Если однажды я получу твое имя, написанное твоей кровью, я смогу править человеком; я привлеку тебя к себе». Ибо тот, кто имеет господство над кровью, есть господин самого человека или человеческого Эго.
Когда две группы людей входят в контакт, как это происходит в случае колонизации, тогда те, кто знакомы с условиями эволюции, способны предсказать, может или нет чужая форма цивилизации быть ассимилирована другими. Возьмите, например, народ, который по сути своей — продукт своего окружения, в чью кровь это окружение встроило себя, и попытайтесь привить такому народу новую форму цивилизации. Это невозможно. Вот почему определенные аборигенные народы вымирают с появлением колонистов. Это факт, и потому утверждение, что изменения могут насаждаться силой, неверно, ибо это бесполезно требовать от крови больше, чем она может выносить.
Современная наука открыла, что если кровь одного животного смешана с таковой другого не подобного ему, кровь одного является фатальной для крови другого. Это было известно Оккультизму давно. Если вы смешаете кровь человеческих существ с кровью низших обезьян, результат будет разрушительным для вида, так как один слишком удален от другого. Если же вы смешаете кровь человека с кровью высших обезьян, летального исхода не будет. Так же, как смешение крови различных видов животных приносит фактическую смерть, когда виды слишком удалены, так же древнее ясновидение неразвитого человека было уничтожено, когда его кровь была смешана с кровью других, не принадлежащих к тому же племени. Вся интеллектуальная жизнь сегодня есть результат смешения крови, и не за горами то время, когда люди будут изучать влияние крови на человеческую жизнь, и они будут способны проследить ее историю в истории человечества.
Мы видели, что кровь, объединенная с кровью в случае неродственных видов, убивает; кровь, объединенная с кровью, в случае более близко родственных видов животных, не убивает. Физический организм человека выживает, когда чужая кровь приходит в контакт с чужой кровью, однако ясновидческая сила исчезает под влиянием такого смешения крови или экзогамии.
Человек так устроен, что когда кровь смешивается с кровью, не слишком далеко удаленной в эволюции, рождается интеллект. Изначальное ясновидение, которое принадлежало низшему животночеловеку, было разрушено, и новая форма сознания заняло его место.
Таким образом, в более высокой стадии человеческой эволюции мы найдем нечто аналогичное тому, что происходит на более низкой стадии в животном царстве. Там чужая кровь убивает чужую кровь. В человеческом царстве чужая кровь убивает то, что близко связано с родственной кровью, а именно смутное, неясное ясновидение. Наше современное объективное сознание — это результат разрушительного процесса. В течение эволюции вид умственной жизни, свойственный эндогамии, был разрушен, но вместо него экзогамия дала рождение интеллекту, бодрствующему сознанию сегодняшнего дня.
То, что способно жить в человеческой крови, есть то, что живет в Эго. Так же, как физическое тело есть выражение физического принципа, так эфирное тело есть выражение жизненных жидкостей и их систем, а астральное тело нервной системы, так кровь есть выражение «Я» или Эго. Физический принцип, эфирное тело и астральное тело — «вверху»; физическое тело, жизненная система и нервная система — «внизу». Аналогично, Эго — «вверху», а кровь — «внизу». Следовательно, любой желающий завладеть человеком должен сначала завладеть человеческой кровью. Например, индивидуальность народа может быть разрушена, если, колонизируя, вы потребуете от его крови больше, чем она может вынести, ибо в крови выражено Эго. Красота и истина владеют человеком только тогда, когда они владеют его кровью.
Мефистофель завладевает кровью Фауста, потому что он желает управлять его Эго. Следовательно, мы можем сказать, что предложение, которое сформировало тему настоящей лекции, было вытянуто из значимых глубин знания; ибо истинно – «Кровь есть совсем особый сок».
По мотивам чтения лекции Рудольфа Штайнера "Оккультное значение крови".
1. Конечно, работы по оккультизму - такая же дурь, как фанфик, но их хотя бы можно редактировать. Чем я и занимаюсь ))
2. Мозг автору тоже следовало бы отредактировать. Рассуждения на уровне "потоп был, иначе откуда бы взялись допотопные животные". Речь киит словами-паразитами, так что все время хочется чесаться. Плюс немного фонового нацизма, нормального для среднего человечка эпохи раннего Фрейда.
3. Это было предисловие от редактора. А теперь, внимание: сам текст.
Рудольф Штайнер. Оккультное значение крови
1. Конечно, работы по оккультизму - такая же дурь, как фанфик, но их хотя бы можно редактировать. Чем я и занимаюсь ))
2. Мозг автору тоже следовало бы отредактировать. Рассуждения на уровне "потоп был, иначе откуда бы взялись допотопные животные". Речь киит словами-паразитами, так что все время хочется чесаться. Плюс немного фонового нацизма, нормального для среднего человечка эпохи раннего Фрейда.
3. Это было предисловие от редактора. А теперь, внимание: сам текст.
Рудольф Штайнер. Оккультное значение крови