Читаю, как Фуко говорит о Кантовском ответе на вопрос "Что такое просвещение". Дескать, некий немецкий журнал XVIII века задал читателям вопрос, не хуже как наша какая-нибудь "камса" на третьей полосе выводит перечень мнений известных людей по поводу поведения Эстонии, года семьи или еще какой-нибудь лабуды. Только немецкий журнал задал приличный вопрос, о просвещении. И Кант ответил, что Просвещение (т.е. наша с вами, дорогие жители XVIII века, злободневнейшая современность) -- это состояние взросления, выражающееся императивом "Aude sapere — имей мужество знать".
Туда я бы и хотел эмигрировать от современных напуганных, возглавляемых королями неврозов философов, у которых на все -- "нет, это может привести к тоталитаризму". Страх перед безбожием, перед эмансипацией личности -- как то было "убедительно" показано еще на примере придурковатого нигилиста в "Бесах".
Нет, когда просвещение в голове не потухло, ты все равно скажешь: ок, но я бы попробовал еще раз. Пусть мы рискуем еще раз попробовать прелести нечаевщины, но я с Христом не останусь, мне надо туда, где математическая истина. Так что даже если мне математически докужут, что истина в Христе, я не буду считать время своего атеизма потраченным зря.