Посмотрел фильм по мотивам Молота ведьм, 1922 года. Ничего нового для себя не почерпнул, но задумался о том, насколько нелогично христианское представление о зле. Равно узаконены два противоположных суждения. Первое -- дьявол с одной стороны и ведьмы и колдуны как люди, соблазненные им -- союзники, они находятся по одну сторону баррикады. Дьявол помогает им выдерживать пытки, может попытаться спасти от казни (в фильме как раз была показана гравюра с таким сюжетом) и т.д. Второе -- дьявол стремится соблазнить людей, чтобы испытать на прочность их вассальную преданность богу, и позднее лично подвергнуть наказанию в аду тех, кто испытание не прошел. Церковь объединяет оба суждения в единую концепцию о коварстве врага рода человеческого, который одновременно сподвигает людей на бунт против бога, но при этом состоит у бога на вертухайском контракте. Понятно, что корень таких двоящихся трактовок -- в эволюции представлений о дьяволе, которые напластовались в ветхом завете одна на другую (и, если присмотреться, их там больше, чем две). Тем удивительнее -- ошибка текстологическая переросла в грандиозную ошибку мировоззренческую. Современная церковь живет с точно такими же представлениями о зле, и все, кто находится в орбите христианской цивилизации, подвержены ей же. Многонаправленность зла дает больше одного шанса в споре или конфликте дернуть одеяло на себя. "Хищник ясен, когда он из явных врагов -- все другие хитры, и безмерно опасней".
В этом отношении мне нравится современная трактовка добра и зла как двух противоборствующих партий, которые разделены больше не по принципу "хорошие и плохие", а по признаку "свои и чужие". Это мигом превращает великий конгломерат "добро и зло" во всего лишь один из литературных сюжетов, где ему и место.
Nick-Luhminskii
| понедельник, 20 июля 2009