Фуко пишет о снотолкователе Артемидоре, а я, как следствие, в данный момент читаю их обоих.
Артемидор различает две формы ночных видений. "Простые" ("незначащие") сновидения-enupnia отражают действительные аффекты сновидца ("указывают на настоящее") (...). Не таковы вещие сны oneiroi. Их природу и фунщии Артемидор легко выводит из следующей троякой "этимологии": во-первых, oneiros -- это "то, что говорит бытие" (to on eirei), a говорит оно о том, что уже существует в последовательности времен и проявится как событие в более или менее скором будущем*; во-вторых, oneiros воздействует на душу, "возбуждая и расшевеливая" (oreinei) ее, иначе говоря, вещий сон, который "действует тем, что ведет нас к осуществлению предсказания" и после пробуждения "становится толчком к делу", преображает душу, формирует ее и лепит; кроме того, в слове oneiros можно усмотреть еще и связь с именем нищего Ира, которого "жители Итаки называли так, "потому что у всех он там был на посылках".
(...)
"Помни,-- говорит он, -- что у тех, кто ведет праведную и добропорядочную жизнь, не бывает ни обычных снов [enupnia], ни каких-либо иных бессмысленных видений. <...> Ведь у таких людей душа не замутнена ни страхом, ни надеждами, и при этом они имеют власть над своими плотскими желаниями...".
Естественно, я тут же задумался, к какого рода людям отнес бы меня Артемидор. Помню,в детстве я был заядлым аквариумистом с одной проблемой: в силу того, что денег на содержание аквариума предки мне выдавали всего ничего, аквариум у меня был плох. В то время мне то и дело снились сны об аршинных вуалехвостах и прочей неземной красоте. Сейчас время от времени (но скорее редко) мне снятся деньги. Одним словом, если я и являюсь человеком по Артемидору порочным, то кроме жадности мне и похвастаться-то нечем.
Но это только то, что касается очевидных сновидений. Но у Артемидора ясно сказано, что аллегорическими могут быть не только oneiros, но и enupnia, то есть, если ты видишь что-то невразумительное, то еще пойди пойми, порочен ты или нет.