Семья как ячейка общества есть нечто такое, чего нет. Если мы взглянем на проблему так широко, как это только возможно, мы увидим, что существуют сотни и тысячи самых разных семейных моделей. Неучтенные модели взаимодействия -- вот что на самом деле крушит душу. Так сложилось исторически, что мы имеем возможность наблюдать самые разные формы семейных отношений благодаря материалам, накопленным этнографией, и все равно остаемся убежденными в том, что только наша модель при условии соблюдения "рецептуры" может обезопасить участников отношений от моральных травм. Иногда к выведению идеального рецепта подключают миф о национальном менталитете, хотя очевидно, что
некоей европейской женщине, выросшей в христианских традициях, может идеально подходить тибетский полиандрический брак;
некий правоверный мусульманин мог бы полностью раскрыться только исполняя роль травести в браке с мужчиной, подобно шаману индейского племени;
какой-нибудь мужчина из австралийского скотоводческого племени, где практикуются только гостевые браки, был бы счастлив никогда не расставаться со своей избранницей;
а какой-нибудь житель земледельческой страны был бы вдвойне счастлив поменяться с предыдущим парнем местами.
Никакой универсальной модели отношений не существует. Человек приходит в этот мир, не отягощенный ничем, кроме своих желаний, природу которых познать пока невозможно. Его жизнь -- это поиск компромисса между своими свободными желаниями и свободными желаниями других людей. Он и так нелегок сам по себе, но социум будто в насмешку все еще сильнее усложняет. Так, в наше время в нашей стране действует удивительная социальная установка, согласно которой статус мужчины, имеющего сексуальные отношения вне брака, повышается, а статус женщины, не состоящей в браке, понижается. Эта установка провоцирует войну полов, простите за недокаламбур, буквально на ровном месте.
Антагонизм "полной" и "неполной" семьи -- такая же насмешка социума над личностью. Действительно ли наносится психологический вред ребенку, воспитываемому в той или иной "неправильной" семье -- вопрос дискуссионный, но тот факт, что неполноценность неполной и сверхценность полной семьи становятся поводом для манипулирования разного рода, подтверждается неоднократно. Либо родители могут стать заложниками мифа о страдании ребенка и продолжают жить вместе после фактического окончания отношений (при этом манипулятором становится тот из супругов, кто оказывается психологически или финансово неготов к самостоятельности и настаивает на продолжении брака "ради детей"), либо дети становятся заложниками взаимоотношений взрослых, когда вначале роль отца чрезмерно подчеркивается, а потом ребенок, попавший в необязательную психологическую зависимость от этого персонажа, теряет его и болезненно переживает утрату целостности (при этом ребенок почти неизбежно становится манипулятором, перекладывая ответственность за собственные неудачи на родителей и нередко требуя за свою неуспешность и несчастливость той или иной компенсации).