Данная простыня текста посвящается конкретным любителям японской истории, приобщившим меня к ней скорее насильно, чем как-то иначе. Именно поэтому я не стал увеличивать и без того существенный объем текста биографическими и историографическими справками. Если кого-то неошинсенгумленного заинтересует этот текст, за дополнительной информацией можно будет обратиться на дневник Soley412, там, как у Шекспира, все есть.
Вступление. О пространственно-магистических аспектах. Я расскажу в двух словах о том, как я на данный момент понимаю и принимаю "пространственную магию". Эта теория, которая сделала не один мой год, в сущности, так же всеобъемлюща и беспочвенна, как марксизм, фрейдизм и соционика и точно так же ни черта не дает своим адептам, кроме моря удовольствия. По существу, это — схема, которая, будучи наложенной на какую-либо ситуацию или сюжет, призвана пояснять неясное. Ее создатель считал, что пространственно-магистический взгляд на мир был свойствен нашим индоевропейским предкам; со временем элементы кода стирались, и то, что прежде было непреложным законом, организующим поведение и мышление людей, превратилось в куски темной фрески, которую мы периодически обнаруживаем на неприбранном полу своего Ид. Пространственная магия тесно связана с традиционным деревенским обществом; соответственно, чем современный человек ближе к такого рода корням, тем больше фрагментов этой фрески он может найти у себя. Средний городской буржуа-интеллигент вроде меня не находит их в своих подвалах сознания практически вовсе, а средний гопник с окраины, горожанин в первом или втором поколении, завален ими по самое эго. Все это, разумеется, очень условно, ни на какое разделение людей по сортам я не претендую, просто хочу отметить, что одними людьми этот древний культурный код в той или иной мере управляет по сей день, другими - нет.
Что в данном случае называется "магией". Это система нематериальных факторов, которые объективно влияют на жизнь человека и социума. Как-нибудь напишу об этом подробнее.
Суть пространственной магии в том, что вся известная человеку территория делится на две части: обжитую, цивилизованную, человеческую и "заокольную", маргинальную, потустороннюю. Человек живет и действует "внутри ограды", подчиняясь человеческим законам, но время от времени ему требуется покинуть защищенное пространство, и тогда, выходя на маргинальную, запредельную
территорию, он подпадает под действие совсем других порядков. В молодости все люди проходят "испытание маргинальностью": на какое-то время они покидают обжитую территорию, а по возвращении приобретают статус взрослого зрелого человека. Если в жизни уже прошедшего инициацию человека что-то пойдет не так, он будет нарушать установки цивилизованного мира, он снова может оказаться в маргинальной зоне, но на этот раз навсегда.
Мир, о котором я говорю, тесно связан с практиками насилия. Взрослый или почти взрослый мужчина в этом дихотомном мире может выступать в двух ролях:
Маргинал - это воин по определению; он постоянно пребывает во враждебной среде, а значит, вынужден защищаться, то есть беспрестанно нападать. Различие маргинальных типажей мы до сих пор смутно осознаем: сопляк, который плохо себя ведет, скажем, ворует или наносит кому-либо телесные повреждения, это скорее "шалун, перебесится и будет вести себя прилично". Взрослый с
агрессивно-девиантным поведением - это уже хулиган, а то и уголовник, и его необходимо окоротить. Маргиналам свойственна своя мораль, свои представления о чести, которые действуют только для его маргинальной группы и не приносят "большому обществу" никакой пользы, кроме вреда.
Статусный воин - это человек, обладающий своим местом в обществе, имуществом и, соответственно, способный на защиту этого имущества. Проще говоря, это сердитый дядька, который может сделать с вами все что угодно, если вы перелезли через его забор, и который, скорее всего, сделает вам замечание, если вы будете причинять неудобство третьим лицам. Он носитель и защитник цивилизованной, человеческой системы поведения.
Маргинальный воин сражается за своего вожака, статусный воин - за свой участок земли.
Я полагаю, что в этой теории нет ничего невероятного; если мы поставим себя на место человека, слабо вооруженного против опасностей мира и живущего где-то на поляне в маленькой деревне за тыном, мир будет выглядеть именно так. Я также полагаю, что не только древним индоевропейцам был свойствен подобный взгляд на вещи, но вообще любому слабооснащенному оседлому
племени, почему и нахожу похожие установки в данном случае у японцев. Любопытно другое. Представьте себе меняющийся мир. Деревни растут, между ними прокладываются дороги, которые сначала кажутся только направлениями в среде внешнего хаоса, но постепенно превращаются в эдакие свернутые в трубочку города; маргинальные территории тают, и вот, сейчас их уже не остается практически совсем. современный человек больше не соприкасается с ними ежедневно, всего лишь подойдя к своему забору, а если вдруг и решит поехать на маргинальные территории в отпуск, еще неизвестно, останутся ли они после его отпуска маргинальными.
По большому счету, сейчас вся наша планета покрыта только обжитыми территориями, это одна сферическая деревня. Однако, парадоксальным образом все оказывается как раз наоборот: это обжитых территория больше не осталось, все превратилось в маргинальную зону, потому что обжитое возможно только там, где есть потустороннее.
А теперь - о Шинсенгуми.
Вступление. О пространственно-магистических аспектах. Я расскажу в двух словах о том, как я на данный момент понимаю и принимаю "пространственную магию". Эта теория, которая сделала не один мой год, в сущности, так же всеобъемлюща и беспочвенна, как марксизм, фрейдизм и соционика и точно так же ни черта не дает своим адептам, кроме моря удовольствия. По существу, это — схема, которая, будучи наложенной на какую-либо ситуацию или сюжет, призвана пояснять неясное. Ее создатель считал, что пространственно-магистический взгляд на мир был свойствен нашим индоевропейским предкам; со временем элементы кода стирались, и то, что прежде было непреложным законом, организующим поведение и мышление людей, превратилось в куски темной фрески, которую мы периодически обнаруживаем на неприбранном полу своего Ид. Пространственная магия тесно связана с традиционным деревенским обществом; соответственно, чем современный человек ближе к такого рода корням, тем больше фрагментов этой фрески он может найти у себя. Средний городской буржуа-интеллигент вроде меня не находит их в своих подвалах сознания практически вовсе, а средний гопник с окраины, горожанин в первом или втором поколении, завален ими по самое эго. Все это, разумеется, очень условно, ни на какое разделение людей по сортам я не претендую, просто хочу отметить, что одними людьми этот древний культурный код в той или иной мере управляет по сей день, другими - нет.
Что в данном случае называется "магией". Это система нематериальных факторов, которые объективно влияют на жизнь человека и социума. Как-нибудь напишу об этом подробнее.
Суть пространственной магии в том, что вся известная человеку территория делится на две части: обжитую, цивилизованную, человеческую и "заокольную", маргинальную, потустороннюю. Человек живет и действует "внутри ограды", подчиняясь человеческим законам, но время от времени ему требуется покинуть защищенное пространство, и тогда, выходя на маргинальную, запредельную
территорию, он подпадает под действие совсем других порядков. В молодости все люди проходят "испытание маргинальностью": на какое-то время они покидают обжитую территорию, а по возвращении приобретают статус взрослого зрелого человека. Если в жизни уже прошедшего инициацию человека что-то пойдет не так, он будет нарушать установки цивилизованного мира, он снова может оказаться в маргинальной зоне, но на этот раз навсегда.
Мир, о котором я говорю, тесно связан с практиками насилия. Взрослый или почти взрослый мужчина в этом дихотомном мире может выступать в двух ролях:
Маргинал - это воин по определению; он постоянно пребывает во враждебной среде, а значит, вынужден защищаться, то есть беспрестанно нападать. Различие маргинальных типажей мы до сих пор смутно осознаем: сопляк, который плохо себя ведет, скажем, ворует или наносит кому-либо телесные повреждения, это скорее "шалун, перебесится и будет вести себя прилично". Взрослый с
агрессивно-девиантным поведением - это уже хулиган, а то и уголовник, и его необходимо окоротить. Маргиналам свойственна своя мораль, свои представления о чести, которые действуют только для его маргинальной группы и не приносят "большому обществу" никакой пользы, кроме вреда.
Статусный воин - это человек, обладающий своим местом в обществе, имуществом и, соответственно, способный на защиту этого имущества. Проще говоря, это сердитый дядька, который может сделать с вами все что угодно, если вы перелезли через его забор, и который, скорее всего, сделает вам замечание, если вы будете причинять неудобство третьим лицам. Он носитель и защитник цивилизованной, человеческой системы поведения.
Маргинальный воин сражается за своего вожака, статусный воин - за свой участок земли.
Я полагаю, что в этой теории нет ничего невероятного; если мы поставим себя на место человека, слабо вооруженного против опасностей мира и живущего где-то на поляне в маленькой деревне за тыном, мир будет выглядеть именно так. Я также полагаю, что не только древним индоевропейцам был свойствен подобный взгляд на вещи, но вообще любому слабооснащенному оседлому
племени, почему и нахожу похожие установки в данном случае у японцев. Любопытно другое. Представьте себе меняющийся мир. Деревни растут, между ними прокладываются дороги, которые сначала кажутся только направлениями в среде внешнего хаоса, но постепенно превращаются в эдакие свернутые в трубочку города; маргинальные территории тают, и вот, сейчас их уже не остается практически совсем. современный человек больше не соприкасается с ними ежедневно, всего лишь подойдя к своему забору, а если вдруг и решит поехать на маргинальные территории в отпуск, еще неизвестно, останутся ли они после его отпуска маргинальными.
По большому счету, сейчас вся наша планета покрыта только обжитыми территориями, это одна сферическая деревня. Однако, парадоксальным образом все оказывается как раз наоборот: это обжитых территория больше не осталось, все превратилось в маргинальную зону, потому что обжитое возможно только там, где есть потустороннее.
А теперь - о Шинсенгуми.
я и сам, выезжая в отдаленные деревни за сбором фольклора, имел удовольствие почувствовать себя в роли черта
Что, правда?
Серидзава. Соправитель Кондо был плоть от плоти статусного общества, и, в полном соответствии с законами этого общества был выброшен за пределы цивилизации за неблаговидное поведение. Он аккуратно соблюдал правила маргинала, будучи того рода сатаной, который берет только то, на что ему указывает Яхве.
Вот это отдельная и очень интересная тема - то что даже всевозможные маргиналы, нарушители, отщепенцы, преступники, какбэ бунтуя против своего общества, следуют уже известным в этом обществе схемам(только не для правильных" граждан, а для маргиналов), а не придумывают что-то своё оригинальное
Например, для женщины в традиц. обществе более вероятно стать проституткой(презираемое, но хорошо известное и в каком-то смысле приемлемое занятие), чем освоить приличную, но н е женскую профессию