нет большего релакса, чем чтение сталинистских текстов. Думаю, оттого, что всякая большая ложь восхитительна, я так люблю сказки, религиозные тексты и тексты, написанные в тоталитарные эпохи. Помню, в детстве, когда я по тому или иному поводу выходил на привычную грань нервного срыва. я читал (первый раз в этом признаюсь, между прочим ) "Старика Хоттабыча". И вот сейчас, когда я читаю сталинские газеты, я испытываю похожее чувство, напоминающее тупое пивное опьянение. В этом чувстве нет эйфории и полета, но есть ощущение, что ничего плохого с тобой произойти не может. Ритуальные советские тексты умели создавать иллюзию безопасности. А еще вы нигде и никогда больше не встретите таких аппетитных описаний объектов потребления, как в текстах этих нищих эпох. Тексты, порожденные обществами, в которых действительно есть что положить на зуб, никогда не принесут подобного удовлетворения. Там, где люди преуспели в искусстве потреблять, они в этом искусстве уже и разочаровались. Советский же человек всегда смотрел на гору земных благ с самого низа и просто не видел ее вершины (помните прикол Карцева про склад, на котором все есть?). Советские газетные мастера не всегда умели правильно ставить знаки препинания и имели весьма смутные представления о сочетаемости слов, но они были великими гуру НЛП, или уж бог знает что за сорт магии они использовали. Даже я, досконально знающий что к чему, начинал верить, что советские рабочие фабрики №№ только и ждали начала войны, чтобы взять на себя повышенные обязательства и удвоить нормы выработки стульев на своей фабрике, а сталевары шли на ночные смены как на праздничные бдения вроде новогодней вечеринки, и что, наконец, все эти люди массово перечисляли свои заработные платы в такой или сякой фонд не потому что так за них решил их директор, очень сильно хотевший выжить, а потому что им действительно больше некуда было девать деньги, ведь они уже все себе купили.
И еще: я был не слишком-то прав, когда думал, будто гитлеризм и сталинизм — одно и то же. Фашистская Германия — от злости, Советский Союз — от глупости.
И еще: я был не слишком-то прав, когда думал, будто гитлеризм и сталинизм — одно и то же. Фашистская Германия — от злости, Советский Союз — от глупости.