Скажите, находитесь ли вы под влиянием мифа о том, что в благословенные советские (в т.ч. сталинские) времена классическая музыка пребывала в расцвете и зените, концертов было больше и народ со страшной скоростью рос над собой благодаря потреблению культурного продукта, а не какого-нибудь ширпотреба.
Итак, вот вам доподлинные известия о классической музыки в Саратове в период с 1935 по 1948 год. Периодичность концертов классической и эстрадной музыки — один в два-три месяца (сейчас средняя периодичность филармонических концертов — каждый день или один в два-три дня). Главная концертная организация — областная филармония — своего здания не имеет, концерты проходят в главном зале Консерватории (сейчас хоть главный зал Филармонии и сгорел, причем темны перспективы его реставрации, но остались на худой конец два малых зала). В главном зале Консерватории, прямо перед органом, иногда выступают спортсмены — художественные гимнасты, например. Консерватория своих концертов не проводит, занимается только обучением (сейчас консерва сама организует концерты не реже, чем филармония). Гастролеры приезжают только из дефолт-сити, и не слишком широк их круг. Как проклятая чуть не каждый год ездила к нам солистка московской консерватории сопрано Шпиллер. Пару раз заезжал экс-земляк Кнушевицкий. Количество гастролеров из-за рубежа — идеальный нуль (сейчас средняя периодичность посещения нас музыкантами из других регионов — два-три раза в месяц, из-за рубежа — раз в пару месяцев).
Не думаю, что этот текст нанесет кому-либо пользу, потому что большей части прочитавших сравнение состояний концертной отрасли глубоко по барабану, а те, кому не по барабану, скажут "и все равно при совке лучше было и культурнее", но я не мог больше молчать об этом. Спасибо за внимание, а равно и за невнимание.
Итак, вот вам доподлинные известия о классической музыки в Саратове в период с 1935 по 1948 год. Периодичность концертов классической и эстрадной музыки — один в два-три месяца (сейчас средняя периодичность филармонических концертов — каждый день или один в два-три дня). Главная концертная организация — областная филармония — своего здания не имеет, концерты проходят в главном зале Консерватории (сейчас хоть главный зал Филармонии и сгорел, причем темны перспективы его реставрации, но остались на худой конец два малых зала). В главном зале Консерватории, прямо перед органом, иногда выступают спортсмены — художественные гимнасты, например. Консерватория своих концертов не проводит, занимается только обучением (сейчас консерва сама организует концерты не реже, чем филармония). Гастролеры приезжают только из дефолт-сити, и не слишком широк их круг. Как проклятая чуть не каждый год ездила к нам солистка московской консерватории сопрано Шпиллер. Пару раз заезжал экс-земляк Кнушевицкий. Количество гастролеров из-за рубежа — идеальный нуль (сейчас средняя периодичность посещения нас музыкантами из других регионов — два-три раза в месяц, из-за рубежа — раз в пару месяцев).
Не думаю, что этот текст нанесет кому-либо пользу, потому что большей части прочитавших сравнение состояний концертной отрасли глубоко по барабану, а те, кому не по барабану, скажут "и все равно при совке лучше было и культурнее", но я не мог больше молчать об этом. Спасибо за внимание, а равно и за невнимание.
В особенности понравилась сопрано Шпиллер, которая ездила как проклятая чуть не каждый год.
Alnika В особенности понравилась сопрано Шпиллер Я уже начал подозревать — может, у метрополии была особая разнарядка, какие солисты куда ездят? Нас закрепили за Шпиллер, кто-нибудь другой на Урал ездил, кто-то третий — в Черноземье и т.д.
fashion lemur надеюсь, холивар выйдет
А по сабжу: в СССР поход раз в неделю в театр, филармонию, то же кино был по карману даже студентам. Мы каждый вечер куда-то выбирались. Сейчас вряд ли себе такое может позволить даже клерк средней руки.
В конце концов, можно сказать так. Советский период существования нашей страны, в том числе и в культурной части, можно идеализировать в последние его 10-15 лет. Потом, понятно, началась перестройка и вообще. А вот до этого... Пиздец был, простите уж за откровенность.
MirrinMinttu 1. Что чудесного в том, что в 1935 г. проходили концерты классической музыки? Это было экономически благополучное время (даже искусственно организованный советской властью голод в Поволжье уже закончился, в 1936 отменили карточки).
2. На многие нынешние концерты классической музыки вход свободный. Так, все концерты, которые сейчас организует консерватория без привлечения гастролеров — бесплатны для всех. На многие фестивали кино вход свободный; на Ленинском в дефолт-сити действует кинозал авторского кино, где деньги за вход не взимались никогда — надо ли уточнять, что начал он работать при Ельцине. А то, что на массовую киношку дешево не сходишь — это правда. Так и нужно говорить, что по дешевому индийскому мылу советский инженер тоскует.
Шухман Валентина Ароновна (1923-1998) – Заслуженный работник культуры РСФСР.
Родилась на Украине, в Запорожье. Отец погиб на фронте в начале Великой Отечественной войны. Семья эвакуировалась в г. Шадринск. Здесь Валентина Ароновна Шухман начала свой трудовой путь рабочей Шадринского автоагрегатного завода.
В 1944-1947 гг. она - ответственный редактор Шадринской редакции радиовещания. В эти же годы учится на заочном отделении исторического факультета Шадринского пединститута, который успешно заканчивает. С 1948 г. В.А. Шухман - первый директор Курганской городской библиотеки им. В. Маяковского. В течение двенадцати лет она неустанно занимается библиотечными проблемами, особая из которых - помещение. В конце концов "Маяковка" получила постоянную прописку по улице Пролетарской. Затем семь лет Валентина Ароновна возглавляет Облкниготорг. При ней было открыто шесть новых магазинов и подготовлено помещение бибколлектора. Поворотный в ее судьбе - 1967 г., когда она приняла предложение стать директором областной филармонии, где и проработала почти тридцать лет. Среди прославленных мастеров искусств у Курганской филармонии и В.А. Шухман появилось много друзей, в Курган приезжали такие коллективы и исполнители, которые и на столичных сценах были редкими гостями. Но, конечно, главной ее заботой оставалось строительство нового здания филармонии.
Валентина Ароновна Шухман с честью носила звание "Заслуженный работник культуры РСФСР". В памяти многих она - неутомимый подвижник и просветитель. Напоминает о ней и великолепное здание областной филармонии. )
Потом я уехал учиться в Уфу, а в Кургане продолжала ходить на концерты моя мама. В Уфе тоже бегали на концерты очень часто, 2-3 раза в неделю. А сейчас приезжают солисты раз-два в месяц, правда, свой симфонический оркестр программу даёт каждый месяц, а то и два раза, но другие оркестры раз в год, а то и реже приезжают. И цены на билеты довольно высокие. Как и в кино, впрочем. Меня жаба душит отдавать 250-350р за билет в кино. 100р за билет на концерт я готов отдать. Ну 200-250, если уж суперизвестный пианист какой-нибудь. (в принципе, это проблемы мои и моей жадности)))))) На концерт ансамбля народного танца, в котором есть оркестр, где я работаю, и хор, программа в 2 отделениях, билеты стоят как раз 100-200р, чтобы все желающие смогли пойти. И зал обычно ломится, хотя новые номера 1-2 в год ставим. А в советские времена в кино я ходил каждую неделю обязательно, за 10 или 25 коп.
В оперу, правда, сейчас хожу, билеты доступные, 60-100р, это реально.
Вот наш "Пионер", скажем. Там билеты на вечерние сеансы около 300 рублей. На дневные в выходные - около 200. На дневные в будние - около 160. Плюс скидки для студентов, школьников и пенсионеров.
При этом ещё надо учитывать, что вот мы, понятное дело, в кино вообще не пойдём, ибо что нам кидать 300 рэ за сеанс, коли мы уже 450 отвалили за тырнеты и драконьи торренты. Качай да смотри себе. Люди так же покупают двд и прочее.
В конце концов, поход в кино - он уже не столько ради просмотра фильма, сколько ради получения красивой жизни. Но тогда кино стоит самую малость из списка обязательной программы: попкорн, кола, посидеть в кафе, шоппинг сопутствующий, все дела.
Ник, так у тебя ж статистика в среднем за период 1935-1948, или как? Если предположить, что в 1941-1945 было не до концертов, но на 1935 - 1941 могло и больше средне-статистического приходиться.
Вообще, надо еще бы учесть, в каком состоянии тогда находились оркестры: сколько, где, какие составы, какой бюджет. Экономически благополучный год мог означать, что люди перестали голодать, но шли ли бюджетные поступления на филармонии? А восстановительный период после войны? Всё не так черно-бело, скорее всего.
MirrinMinttu У меня не статистика, а подшивка местного издания с афишами, которую я прочел за указанные годы от корки до корки и знаю не просто количество концертов за отчетный период, но и что это были за концерты, в каких условиях они проводились
и каким жутким языком были написаны на них рецензии. В военные годы концерты проводились с еще большей интенсивностью, чем в мирное время, потому что подогнать голодным горожанам таких же голодных артистов было проще, чем картошку.И над процессами ценообразования в культуре, кстати, любят рыдать всякие местные плакальщики-ярославны, говорить, как у нас дорого и плохо и ссылаться на европы ))
soley412 Ну, если руку на сердце, то с такой интенсивностью, как в студенческие годы, я бы сейчас и задаром не стала бегать по мероприятиям. В кино тоже не пойду, мне там громко. Опера стоит ужасно, от 50 до 200 евро. Театр финский меня тоже не впечатляет, но там евро за 30 можно окультуриться. Но ведь можно и на дисках накупить то, что нравится, и смотреть-слушать хоть до посинения.
Не то чтобы не работать... можно ещё:
иметь такую любящую музыку маму, как у меня, желающую во что бы то ни стало привить детям любовь к прекрасному (а когда цены на билеты и зарплата позволяют - почему бы и нет?);
учиться в музыкальной школе\училище\консерватории (и не по принуждению, а по горячему желанию);
всем сердцем желать узнать, чем же отличаются многочисленные исполнения 1 фп концерта Чайковского друг от друга (и манеры игры различных исполнителей) - это относится к "любимая девушка-пианистка" (мне, как исполнителю-духовику, казалось бы, ну вот нафиг не сдались всяческие фортепианные исполнители, но поскольку девушка наличествовала... Конечно и сам я предпочитаю пианистов, в любом количестве, но в то время их было ну просто ОЧЕНЬ много)))))
А у вас и вправду офигенно дорого. Даже на фоне разницы экономических уровней.