Глава 2, в которой объясняется, почему Гарри Поттер все-таки девочка.
читать дальшеЕще читая первую книгу, я задавался вопросом: зачем тексту такой неумеренный, необъяснимый моральный садизм приемных родителей Гарри? Притом, что в физическом плане его существование вполне сносное (в отличие от существования его кузена, которого любящие предки явно решили уморить диабетом), моральный план перенасыщен издеательствами.
Архетипически это ситуация Золушки: юноша терпит унижения, его постоянно сравнивают с неродным братом в пользу последнего; герой также периодически выполняет тяжелую / неприятную работу (кажется, в одном эпизоде он носил чемодан, а в другом мыл посуду – насчет посуды уже не так уверен). Полную аналогию ситуации Поттера мы можем найти в сказке «12 месяцев», где бедная падчерица претерпевает от мачехи и сестры. Затем ее посылают типа на верную смерть зимой в лес, однако эта неприятность оборачивается, напротив, приятной и полезной встречей с добрыми волшебниками. От них падчерица получает волшебные предметы, а потом возвращается и воздает сестрам по серьгам и иным частям тела.
В истории Поттера присутствуют структурно идентичные элементы: невыносимое существование «дома» и досадная перспектива колледжа для отстоев. Затем колледж для отстоев волшебным, извините за двусмысленность, образом превращается в гораздо более приятное и почетное учреждение Хогвартс, где также раздаются волшебные способности. Вернувшись «домой» уже со специальными способностями, Поттер иногда хулиганит по мелочи, дабы соответственно отыграться за обиды.
Интересующие нас элементы структуры сказки являются специфической женской инициацией – обрядом, дающим девушкам магические способности. Инициация состоит из предшествующего унижения и символической смерти (выражается в какого-либо рода изгнании); затем следует период обучения магическим искусствам и хэппи-энд.
Сюжет, как уже говорилось, специфически женский. Мужская инициация обычно мыслится как один или три военных похода (В.Ю. Михайлин по кавказской, если не ошибаюсь, традиции называет эти походы балцами). Обычно балц – это просто магически значимая охота. Ничего похожего в сюжете о ГП мне выделить не удалось.
Женственность образа Поттера, как мне кажется, выражается также в некоторых иных эпизодах – например, в смысловых узлах, касающихся его взаимоотношений с мужчинами, старше его по возрасту. Но анализировать это я не берусь, ибо здесь необходим человек, искушенный во Фрейде, а я себя таковым не считаю.
И, перефразируя некоторого Бориса Гребенщикова в «Сказках о Германии», «что же касается несогласных с этим утверждением, то item».
http://hp-fiction.fastbb.ru/index.p...00116-000-300-0
тут поройся - есть и о Драко, и о Люце...и обо всех) смешно
Интересно, что Ро, достаточно много пищущая о сэре Люциусе, практически не изображает его в личной жизни. Заметим сразу, что Ро НИКОГДА И НИЧЕГО не делает случайно, и попытаемся разобраться - почему?
Люциус НЕСЧАСТЛИВ В БРАКЕ. Собственно, его брак несчастлив ИЗНАЧАЛЬНО и ДВУСТОРОННЕ. Первая и единственная сцена в сериале, в которой сэр Люциус и леди Нарцисса выступают (хотя бы и чисто светски) в роли семейной пары, - квиддичный матч в "КО". Причем (всегда стоит доверять наблюдательности Гарри) у Нарциссы на лице написано совершенно не поддающееся описанию выражение отвращения, Люциус же, как обычно, обдает окружающих двусмысленно-ледяной отчужденной любезностью. Что испытывает к мужу Нарцисса - см. в соответствующей главе, речь сейчас не о ней. Речь об отчуждении Люциуса, которое поражает читателя с первой же сцены его появления в "ТК". Люциус холодно-небрежен в обращении с совершенно по-детски пытающимся привлечь его внимание капризами Драко и в очередной (очевидно) раз совершает попытку "маскулинизации" сына путем насильственного его втаскивания в квиддич. Этот мотив будет неоднократно повторяться в сериале, повторяться на все более усиливающихся нотах, до втягивания Драко в круг Упивающихся, - и постепенно начинает возникать вопрос - да ЧЕМ ЖЕ так не устраивает Люциуса Драко такой, какой он есть? И вот тогда-то полезно вспомнить некую фразу, проскользнувшую в письме сэра Люциуса сыну - насчет противодействия Нарциссы переводу сына в Дурмштранг. Одна фраза, - но сколько в ней яду, ненависти к жене и презрения к Драко! Совершенно ясно, что женственность и слабохарактерность сына раздражают Люциуса вовсе не сами по себе, а потому, что в Драко он сублимирует ненавидимую Нарциссу! А пытается (путем насильственной маскулинизации) сублимировать СЕБЯ. В сущности, у Люциуса есть потенциал стать совсем неплохим отцом, если бы эмоциональное сходство Драко с Нарциссой не ставило его постоянно перед отчуждением от сына. Интересно при этом, что Люциус (сам клиническая жертва деспотического отца), совершает, опять-таки клинически, ту же ошибку в воспитании Драко. Как и всякая жертва семейного насилия (психологического, но от этого не легче), принимая на себя роль "хозяина ситуации", он принимает и ролевую модель поведения собственного отца, видимо, не до конца осознавая, какой вред нанесен был ему лично. Результат - ни разу за весь сериал с Люциуса не слетает маска отчужденности, надетая на него в детстве. И тут уместно присмотреться ко второму уровню сублимации Люциуса, - сублимации неудачной личной жизни в жизни социальной. Почему блестяще реализованный социально Люциус, в принципе не склонный к "войне в открытую" мастер тонкой закулисной игры и политической интриги, вообще ринулся очертя голову в сомнительную аферу с Волдемортом? Деньги? Но он богат. Магглоненавистничество? Люциусу чужды истерический надрыв темпераментных Блэков, увлеченность Каркарова, расчетливая игра со смертью Снейпа, "фанатизм" - вообще слово не из его лексикона. Что же происходит? Очень просто. Происходит "адреналиновый голод". Люциус, патологически нереализованный в сексуальной и эмоциональной сфере, ищет адреналина и эмоциональной напряженности в риске борьбы за Волдеморта. Подавленное подсознание мстит ему эмоциональной фрустрацией, выливающейся в дикую, совершенно сексуальную СТРАСТЬ К ОПАСНОСТИ. Люциус избавляется от своего вечного отчуждения, только рискуя, - и тут-то, на этой грани жизни и смерти, подсознание мстит ему еще одним сюрпризом. Беллатрикс Блэк. Женщина, неосознанно заставляющая Люциуса в "ОФ" выйти за грань разумного риска. Воплощенная сила, воплощенная эмоциональная раскованность (с точки зрения Люциуса, конечно), легендарный семейный темперамент, которого, как на грех, лишена Нарцисса... Мы не можем утверждать, что имеем дело с УСТАНОВИВШЕЙСЯ ФИКСАЦИЕЙ, однако максимальное приближение к таковой уже СУЩЕСТВУЕТ. Отдает ли себе отчет в происходящем Люциус? Скорее всего, - нет, иначе постарался бы воздвигнуть между собой и Беллатрикс свое вечное защитное отчуждение. Однако то, что на подсознательном уровне у него уже прочно сидит смысловой ряд "риск - свобода - эмоциональный накал - Беллатрикс - сексуальность" - это, с точки зрения фрейдизма, совершенно очевидно...
Перевод aka пересказ, сокращение и лишение ненужного наукообразия - Sidemoon.
Краткое содержание: кто есть кто в "ГП" с психоаналитической точки зрения, если воспринимать за основу ТОЛЬКО КАНОН, или что написано пером - не вырубишь топором...
Дисклеймер: ни Sidemoon, ни Майкл Дж. Оуэн не пытаются извлечь из данного текста коммерческой выгоды. Персонажи и отношения между ними принадлежат мадам Ро.
Номер первый - конечно же, Драко Малфой!
В личной беседе Майкл называет его не иначе как "ходячим собранием гей-штампов поколения". (И это - о любимом персонаже!)
Далее - распространение этого утверждения по пунктам.
Пункт 1. Пэнси Паркинсон. Классическая, всенепременная, обязательная для всякого уважающего себя юноши-гея "фаг-хаг". Лучшая подруга, конфидентка, защитница и утешительница - в одном флаконе. С нею же - непременные появления в обществе. Ей же ДЕМОНСТРАТИВНО и не без вызова укладывается голова на колени. И это - при том, что честная Ро снова и снова подчеркивает в тексте, что отношения Драко и Пэнси далеки от романтических!
Пункт 2. Как вы полагаете, сколько раз на протяжении всей саги Ро характеризует Драко Малфоя определениями "манерный", "томный", "неестественный"? Четырнадцать! Автор снова и снова, несколько навязчиво, несколько чрезмерно подчеркивает эту "томность-манерность- неестественность", едва ли не полагая ее основополагающим импрессивным фактором восприятия Драко со стороны...
Пункт 3. Шестая книга. Вся. По фразам. Включая уже легендарную шуточку насчет "девочек" Крэбба и Гойла.
Пункт 4. Канонический Драко, как ни парадоксально это звучит, представляет собой полный набор ХУДШИХ ЖЕНСКИХ ЧЕРТ. Он боится физической боли, мстителен, злопамятен, склонен к позиционным, подспудным, длительным боевым действиям. При случае очень не прочь посплетничать, наябедничать, мелко, но ощутительно напакостить. Он тщеславен, болезненно самолюбив и остроумен, причем сарказмы его, в отличие от снейповских или люциусовских, всегда не лишены некоторой доли самолюбования. Во время открытого противостояния очень быстро лишается логических доводов, зато мгновенно и изощренно переходит с абстракций на личности, а уж в сфере личных оскорблений Драко Малфой не знает себе равных и бьет безошибочно, точно в больное место. Драко эмоционален, склонен к истерикам, однако истерики его - тоже очень женские, всегда с легкой "оглядкой на зеркало". В англоязычном оригинале сериала "женственность" Драко многократно подчеркнута самой его манерой строить реплики.
Пункт 5. Семья. Воспитание. Тут все просто. В тексте неоднократно повторяется, что основное влияние на сына достаточно долгое время оказывала леди Нарцисса (шестая книга - самое масштабное, но далеко не единственное упоминание об этом). Когда же спохватился вечно занятой политическими играми сэр Люциус, - все, было поздно. Личность Драко - классически, по Фрейду - была сформирована матерью, и все попытки Люциуса "маскулинизировать" сына не привели, помимо успехов в квиддиче, ровно ни к какому результату, кроме истерического, балансирующего на грани инцестуозной страсти восхищения, которое Драко питает к отцу.
Возможности пейринга "гарридрака" и степень его прописанности в каноне будут обозначены в другой главе...
TBC...
Полагаю женоподобность мальчишек, а также сексуальная ущербность практически всех персонажей по канону в ГП обусловлена тем что аффтор - женщина, которая плохо себе представляет какими должны быть мальчишки да и нормальны человеческие взаимотношения ))
вот в "Тимуре и его команде", где автор мужик, такой проблемы не наблюдается, что можно и про твеновского Тома Сойера и Гека Фина сказать.
При всем моем уважении, не плохо было бы, все-таки, сначала прочесть все книги.
Мужская инициация обычно мыслится как один или три военных похода
Ничего похожего в сюжете о ГП мне выделить не удалось.
Убийство василиска, драка с Упивающимися Смертью в министерстве, дуэль с Воландемортом и "битва за Хогвартс" приравниваются к мытью полов и балам, я полагаю?
Ужасный принц Людвиг В принципе согласен. В образе ГлГероя мадам автор реалиовала свой, женский архетипический комлпекс самоутверждения, потому все так и вышло.
но
вот в "Тимуре и его команде", где автор мужик, такой проблемы не наблюдается, что можно и про твеновского Тома Сойера и Гека Фина сказать
а зато у Крапивина, где автор тоже, если не ошибаюсь, "мужик", все отнюдь не так однозначно
Это, конечно, недостаток работы, но в конце концов я пока делаю только наброски. По свежим впечатлениям. читаю и, впечатлившись, записываю.
Убийство василиска, драка с Упивающимися Смертью в министерстве, дуэль с Воландемортом и "битва за Хогвартс" - это уже постинициационные деяния, так как с точки зрения структуры обряда посвящение уже (полностью или отчасти? - вопрос сложный) пройдено, т.к. магические возможности получены. А сама анициация была женской! ибо мужской я здесь упорно продолжаю не видеть
Ужасный принц Людвиг вот, к сожалению, о Крапивине я не знаю вообще ничего, поэтому подтвердить /опровергнуть его настоящесть не могу. ))) а было бы интересно ))))
Забавно. Большинство литераторов сходится на том, что инициация прошла только в 5 книге. Впрочем, они имеют в виду явно не полученные магические способности, которые у Гарри были и до поступления в Хогвартс.
Магия в этой книге не главное. Она - не более чем красивые декорации.
во-первых, мне крайне не хватает опыта моих счастливых предшественников в делах изучения ГП (остро нуждаюсь в ссылках на оных! за каждую - великое спасибо)
во-вторых, почему именно 5 книга, и какой момент в ней считают инициацией.
Поясняю свои взгляды на инициацию. в традиционных воззрениях на магию магия есть то, что изначально присуще каждому члену общества. Если человек не член общества, он с магической точки зрения либо не существует, либо представляет опасность и вредность. Человек считается включенным в общество после того, как умирает для своего прежнего детского статуса и возрождается новым, взрослым человеком. Таковы традиционные представления. Мне было интересно посмотреть, что происходит с этими представлениями в современных текстах, условно называемых суеверными (сюда входит вся фантастика). ГП как объект наблюдения интересен в силу того, что привлекает столько внимания, следовательно, внутреннего согласия. Структура традиционной инициации в нем, разумеется, представлена стертой, в чем и есть суть движения мифологии - традиционные представления вымываются новыми. Сравнивая ГП в данном случае со сказками, я обнаруживаю сходные элементы и на основании сего делаю выводы. Кто может, пусть сделает выводы более хорошие
кстати, вот полдня всегодня ходил по гуглу и не нашел ПРОСТО НИЧЕГО дельного. Что нужно забить в поисковик, чтобы найти?
Хорошая аналитика была вот тут:
Мифомания-Мифы-Библиотека-Статьи
А в гостевой (в "Магглах") можешь выложить свои размышлизмы, все будут только благодарны.
Ещё вот сюда сходи обязательно. В этом ЖЖ я вообще рекомендую основательно порыться на досуге, там много есть интересного.
Ещё было много чего хорошего, но это надо вспоминать, а я спать хочу. Завтра посмотрю может.
Отправьте меня уже спать кто-нибудь, а?
Мифомания рулит адназначна.
Любимый что?..