навеянные открытие Радищевскго музея.
Что такое, в сущности, было это открытие? Ролевка по мотивам истинного открытия музея в 1885 году. На конферансе был профессиональный актер, который зачитывал реплики Боголюбова, стоя перед портретом оного. С известной натяжкой можно сказать, что он отыгрывал Боголюбова. Далее - без натяжек. Губернатор отыгрывал губернатора, епископ отыгрывал епископа, в рамках чего отыграл освящение здание, хор Лицовой отыгрывал губернский хор, который в 1885 году спел на открытии "Царю небесный". И угадайте, что спел хор Лицовой? Да, совершенно верно.
Зрителя разошлись с ощущением, что у нас наконец-то научились прикольно проводить официозные мероприятия.
Эпизод второйЭпизод второй.
Тут мне пришла вторая мысль: а что, собственно, такое наша РПЦ как не сообщество грустных ролевиков? Ведь те формы, которые принимает у нас религиозность, нельзя назвать лишенными всякого ролевого компонента. Тот же самый Ипатов ручается с епископом, потому что он религиозен? Не знаю, как там обстоят дела на самом деле, но я себе слабо представляю нашего уважаемого губернатора, который испрашивает благословения духовника перед крупными начинаниями, или ежевечерне преклоняет колена в молении о хлебе насущном. Также и Птуен, я полагаю, позирует перед камерами на Рождество и Пасху, но вряд ли на досуге переодевается старушкой, чтобы исповедаться и причаститься в маленькой церковке, пропитанной благодатью.
Православие вообще имеет одну из основополагающих черт ролевой игры: человек играет, чтобы доставить удовольствие себе, но достигает этого внешними средствами. Религиозность принимает форму кулинарных запретов-предписаний и роскошных одеяний священства, которые в свое время произвели решающее впечатление на Владимира.
С другой стороны, если в православии это только косвенные улики, то в католичестве есть, скажем, немало священников, которые ездят на ролевые игры по средневековью, чтобы там служить мессу по старому обряду, который им больше нравится. Так и кто они: священники, которым нравятся ролевые игры, или ролевики, которые дорвались до максимально реалистичных прикидов?
Эпизод третийЭпизод третий.
А теперь об освящении здания. Я лично не вижу никакого смысла совершать обряд освящения здания, где будет висеть обнаженная натура или картинки соцреалистов-безбожников. В этом есть один смысл: лимитация, обряд перехода, праздник окончания работ, магическое превращение здания из несуществующего в существующее. К религии и духовной практике это не имеет никакого отношения, потому что является чистой первобытной магией.
«Вы ничего не понимаете, это же служит укреплению духовности», - скажет проницательный политик, на что мне было бы интересно спросить, а знает ли он, что такое духовность. Более расплывчатого понятия в современном политическом лексиконе, наверное, нет. Известно, что мы очень проиграли в духовности во время гражданской войны, но зато потом посредством нее же победили Гитлера. Во всяком случае, сейчас любое обращение к опыту второй мировой считается актом высокой духовности – это точно. Известно наверняка, что сейчас за духовность отвечает РПЦ, а за отсутствие духовности – секс-меньшинства и поклонники тяжелой музыки (за исключение Кинчева). Неизвестно, есть ли духовность у Америки. Одни говорят, что нет, и поэтому мы их сделаем, другие говорят – есть, потому что они патриоты, и мы должны быть такими же. Но все сходятся на том, что у исламских фундаменталистов духовности завались.
У меня есть ощущение, что под духовностью, которая якобы имеет существенный геополитический смысл, понимается то же, что у древних индоевропейских народов - фарн, а у аборигенов Нового света – мана племени и вождя.
Пока все