19:29

Чем дольше читаю этот богословский труд, тем отчетливее понимаю, что сущность отношений с богом (для тех, кто вступает в такие отношения - с Богом) напоминает феномен "воображаемого друга" и выполняет пугающе похожие функции.

Комментарии
11.01.2008 в 21:06

А что за труд ты там читаешь? (я все пропустила :))

В отрыве от этого труда - отношения с Богом, как с воображаемым другом характерны для протестантов :)
11.01.2008 в 22:00

Дошло до меня - эту что ли: Карен Армстронг. История Бога?

Скачала. Зачту на выходных.
Хотя описания в нете меня поулыбали. Только я не поняла, какое это имеет отношение к богословию?
12.01.2008 в 16:04

|===>
Без обиняков: это всерьёз или под влиянием вчерашнего кальяна?
12.01.2008 в 21:02

Viconia Эта книга для меня - того же плана, что Золотая ветвь. Она мне нравится в силу того, что автор достаточно грамотен для того, чтобы мне нравиться. Но в данном случае я имел в виду свежекупленную энциклопедию христианских сект. Примерно то же самое, только еще циничнее. Я больше доверяю исследователям, нежели собственно богословам, потому что знаю, как учат богословов.

rBo3Db кальян я воспринимаю крайне серьезно!
13.01.2008 в 01:03

Nick-Luhminskii
я не читала трудов современных богословов. Зато читала классических :)

А книги подобного плана для меня больше либо из серии "религиоведение", либо из серии "а я так вижу".

Как учат исследователей я тоже знаю :)))
Периодически даже читаю диссертации этих "исследователей" :)

В любом случае, западные исследования типа История Бога сделаны в русле больше протестантских идей - потому и отношение у меня к ним соответственное.
Улыбает, развлекает - но ничего серьезного.

К твоему посту я бы добавила приписочку - по мнению некоторых исследовтаелей сущность отношений с богом (для тех, кто вступает в такие отношения - с Богом) напоминает феномен "воображаемого друга" и выполняет пугающе похожие функции. :)

Как говорит мой коллега - "дилетантизм полный" :)))

Если говорить о массовой скорее околорелигиозности (массовая в данном случае как синоним "присущая простому народу"), то отношения с Богом несколько другие. Я уже молчу о тех, кто рефлексирует свою веру хоть как-то и продвигается по пути духовного роста. (Оговорюсь, что я как православная, говорю о православии (и именно его я считаю истиной (не в узко конфессиональном смысле, естественно)).

свежекупленную энциклопедию христианских сект.
Ник, я начинаю за тебя волноваться :))))
13.01.2008 в 01:20

и кстати весьма правильную фразу сегодня прочла: "Есть разница богословия от знания Бога и богословия от ума"
14.01.2008 в 10:55

Viconia в данном случае все опять упирается в проблему доверия. Вполне естественно, что любое уничижительное высказывание о религиозном чувстве будет восприниматься человеком религиозным как дилетантизм.

По поводу двух разных богословий - безусловно, разница между ними есть, и она большей частью психиатрическая. Парадоксализм на меня давно не производит впечатления.
14.01.2008 в 13:35

Nick-Luhminskii
Ник, если книга дает основание делать те выводы, которые заявлены - это плохая книга (особенно если это энциклопедия).
Религиозные чувства тут не при чем вообще.
Задеть эти мои чувства практически невозможно :)
Если бы мои чувства было так легко задеть, я бы никогда не стала заниматься социологией религии. Я разделяю достаточно четко веру и религию, и разделяю взгляд изнутри и взгляд со стороны :)

Опять же, я говорю о том, что такие отношения с Богом присутствуют, но только у некоторой части людей, декларирующих свою религиозность. Я встречала некоторый процент протестантов, которые именно так и относятся с Богу - панибрат-дружочек.
Но это сущность отношений с Богом некоторой части религиозных людей.

У меня профессиональный рефлекс - безосновательные обощения я не люблю :)
14.01.2008 в 14:23

Viconia насчет панибрата ты не права. Воображаемый друг - страшно серьезная штука (для тех, кто его заводит). И потом, положение, выраженное одной фразой, в любом случае не может быть научным трудом - для этого к ней следовало бы приложить библиографию и подпись научных руководителей ;)

Но бороться с безосновательностью - это, конечно, хорошо.
Начинаю бороться:

Отношения с богом баллансируют на грани реальности и ирреальности. Перекос и в ту, и в другую сторону чреват, поэтому грань фантазии и галлюцинации соблюдается достаточно строго. Переход в галлюцинацию разрешается только в случае особых заслуг галлюцинирующего. А такой феномен как "любовь к богу" зачастую служит реакцией на травму. Те же самые процессы запускаются и в случае с воображаемыми друзьями.

В религию редко идут те, кому есть кого любить на самом деле ;)
14.01.2008 в 15:07

Nick-Luhminskii
Воображаемый друг - страшно серьезная штука (для тех, кто его заводит)
Так я разве спорю? Конечно серьезная. Даже более чем :)

И потом, положение, выраженное одной фразой, в любом случае не может быть научным трудом - для этого к ней следовало бы приложить библиографию и подпись научных руководителей
По опыту, даже после издания монографии с кучей рецензентов нечто может не быть науным трудом :)))

А такой феномен как "любовь к богу" зачастую служит реакцией на травму.
Да, ты прав. Туда часто идут люди после серьезных травм, беды и прочего.
Но если человек стоит на месте ничего не происходит. А если идет - то и открывается ему больше.
на самом деле это сфера религиозного опыта и говорить на эту тему сложно (особенно с человеком без такового опыта, потому что многое останется непонятым в силу разности оснований).
На мой скромный малопрофессиональных взгляд стоит разделять "массовую" религиозность, не лишенную каши в голове, воображаемых друзей, фантазий и прочего о чем ты говоришь, выдвигая это как основу и религиозность более осознанную, когда вера и ее аспекты постоянно рефлексируются.
Если нет рефлексии, со временем можно стать фанатиком.

Если у человека работает рефлексия, размышления, то ситуация меняется. Бог перестает быть ширмой, цитаты из писания перестают быть антуражем и оправданием собственных тараканов. Бог перестает быть фоном.
Я точно и совершенно рационально могу обосновать почему я православная, а не католична или протестантка. Я умею размышлять (я надеюсь, что умею :)). По большому счету я никогда не фантазирую, не мечтаю, у меня нет страстей, интересов, увлечений. Я человек с холодной головой, без эмоциональных вспышек и произвожу впечатление ледника :). У меня не бывает глюков, нервных срывов, паранои или навязчивых идей. Мне не нужны ни реальные друзья, ни тем более воображаемые :)
Кто же я тогда? :)

В религию редко идут те, кому есть кого любить на самом деле
Я, если честно, не совсем понимаю, что такое идти в религию (это мне напоминает вопросик из недавней анкетки: "Чем вам в жизни помогает религия?"), ну да Бог с ним.
Но некоторые моменты о Любви, важные для меня (важные по жизненному опыту) я знаю наверняка :)
Но при этом, я не настолько самоуверенна, чтобы говорить, что умею любить на самом деле. Объективно, нихрена не умею. Но эволюция наблюдается.
По поводу есть кого любить... знаешь, нам всем есть кого любить.
Бог ни в коем случае не заменитель. Это не тот объект, на который можно выплеснуть то, что люди чаще всего принимают за любовь (и уж тем более, из этой любви стоит убрать сексуально-эмоциональную составляющую).

Прошу отметить, что я не спорю с тобой и не пытаюсь в чем-либо убедить. То, о чем ты говоришь имеет место быть. Я просто говорю о том, что это не сущностные характеристики Веры.

15.01.2008 в 10:46

Viconia вот теперь я тебя начинаю понимать :)

Но проблема в том, что я не верю в существование людей без слабостей. Хотя, вне всякого сомнения, я говорю не о тех единицах, которые способны на размышления. С православной литературой я дествительно знаком крайне поверхностно, но довольно много читал созданное до III в. н.э., а именно там произошло то, что меня лично отвратило от карьеры духовного лица (я ведь по молодости чуть в орден не записался). Если размышлять о боге, неизбежно приходишь к выводу, что его нет, хотя бы в силу действия бритвы Оккама. Составляющая же духовной работы большей частью заключается в том, чтобы создать в себе условия для абсолютного допущения - вся дальнейшая работа происходит исходя из посыла, что бог есть. Хотя изначально этот посыл ничем объективно не детерминирован. Вот это-то я и считаю той иллюзией, которая все равно присутствует в умственной работе даже самого интеллектуального монотеиста. А потребность в иллюзиях - это уже то, в чем я разбираюсь очень хорошо ;)

Может быть, здесь я также чего-то не понимаю, и некие религиозные суперинтеллектуалы прихдят к богу абсолютно иначе, но пока мне кажется, что все упирается в довольно простые вещи.
15.01.2008 в 13:20

Nick-Luhminskii
вот теперь я тебя начинаю понимать
Уверен? :)))

Но проблема в том, что я не верю в существование людей без слабостей. Хотя, вне всякого сомнения, я говорю не о тех единицах, которые способны на размышления.
Способность на размышления и наличие слабостей в моей голове никак не связываются :) Слабости того или иного рода есть у всех. Есть свои "крючки", за которые человек ловится и ведется куда угодно (этим пользуются многие секты :))) Но в принципе, человек ловит сам себя. Это очень просто.

С православной литературой я дествительно знаком крайне поверхностно, но довольно много читал созданное до III в. н.э., а именно там произошло то, что меня лично отвратило от карьеры духовного лица (я ведь по молодости чуть в орден не записался).
И что там такое произошло? И в какой орден ты чуть не записался, если не секрет?

Само богословие возникло во вполне определенных обстоятельствах и с вполне определенной целью. Этим оно обусловлено и в этом контексте должно пониматься.

Если размышлять о боге, неизбежно приходишь к выводу, что его нет
У меня вывод другой, как ты понимаешь. Но т.к. мы взрослые люди, доказывать друг дургу мы ничего не будем, потому что это совершенно пустая трата времени :)
про наличие мистического опыта я не говорю, ибо это не аргумент.
Для меня есть некоторые штуки, которые возможно полностью отсутствуют и невозможны для тебя, что я вполне допускаю.
Многие ищут доказательств Бога от ума (типа пусть он мне докажет, что он есть. Или вы мне докажите, что он есть). Такое часто приходится читать у достаточно не глупых людей, которые с упертостью барана ищут нечто там, где этого быть не может. Естественно не находят и говорят, что это нечто не существует в природе :) Хотя стоит развернуться на 180 градусов, снять с глаз плотную повязку, а из ушей вынуть затычки - и вот оно, хлопает тебя по плечу :))
Опять же, в силу некоторого интереса к социологии религии, я держу рамки, что называется. Я знаю что и как можно познать логикой, проанализировать и разложить по полкам, а что познается совершенно иным образом, но при этом не превращается в фантом :) Но опять же, мне сложно тебе это объяснить.
Так и с размышлением по вопросам, касающимся духовного. Я задаю вопрос, затыкаюсь и слушаю ответ. Это приходит само собой. Дальше остается только немного развернуть, связать с тем, что есть и не забить, если ответ не согласуется с теми стереотипами (а они есть у каждого в голове), которые имеются в наличии и вуаля :)))

Голос совести в человеке один из самых тихих. Мы не слышим его чаще всего, потому что заняты собой. голос Бога еще тише, почти не различим и он часто тонет в суете.
Но это уже чистый внутренний опыт, потому опустим :)

Хотя изначально этот посыл ничем объективно не детерминирован.
А например чем ты хочешь, чтобы он был обусловлен?

А потребность в иллюзиях - это уже то, в чем я разбираюсь очень хорошо
Возможно.
Но опять же, есть люди, которые не пребывают в иллюзиях и всеми силами с ними борятся. Православие в частности лишено иллюзорности напрочь :)
Сразу скажу, что объективных доказательств этого я привести не сомгу. В то надо погрузить хотя бы кончики пальцев, чтобы почувствовать, как быстро слетает с тебя шелуха :)))

и некие религиозные суперинтеллектуалы прихдят к богу абсолютно иначе, но пока мне кажется, что все упирается в довольно простые вещи.
К Богу приходят по всякому. Просто у суперинтеллектуалов (если я конечно правильно понимаю о чем ты) сама вера отличается от веры остальной массы граждан. И это нормально - вера у каждого своя и приходят к ней разными путями.
А вещи действительно простые :)

Я к тому, чтобы у тебя не было привычки судить и высказываться огулом, потому как аспектов может быть столько, что в огульную схему они нифига не уложатся :)
Социологические штудии полезны в этом плане, вырабатывают рефлекс четкого обнаружения зон переносимости смыслов :)))
А уж чтобы говорить о сущности чего-то - надо знать это что-то во всей глубине и полноте :)
15.01.2008 в 16:43

Viconia понимаешь, в том и штука, что сказать "ты ничего не понимаешь, но я тебе не объясню, потому что и не поймешь" - легко, и никому чести не сделает. В том и проблема, что я все слишком хорошо понимаю. Когда-то я регулярно ходил в церковь и отлично видел там бога, хотя с тем же успехом я могу видеть на белой стене мультики - у меня богатое воображение, за то мне и платят. Сужу и высказываюсь огулом я только по той причине, что я отвергаю явление все, целиком, со всеми его аспектами. Уверяю тебя, такое тоже бывает. А у верующих нет за душой ничего, кроме поэтических сравнений сомнительной художественной ценности - вот в этом я убеждаюсь все больше и больше. Если же это не так - пусть доказывают, ведь художникам и ученым приходится постоянно защищать свою состоятельность несмотря на то, что их область действий тоже слабовоспринимаема простыми органами чувств.
15.01.2008 в 17:05

Nick-Luhminskii
Ник, доказывать есть смысл только тогда, когда есть смысл :)))

Я не говорю, что ты не поймешь и потому я не буду объяснять. Я говорю о том, что конкретно мне трудно объяснить так, чтобы ыбло понятно все и без всяких заморочек. Понимаешь?

я отвергаю явление все, целиком, со всеми его аспектами.
Ну если так, то вопрос вообще не стоит :))
15.01.2008 в 17:15

Viconia никто не может объяснить без заморочек, вот в чем проблема ;)
15.01.2008 в 17:17

Nick-Luhminskii
в вопросах не математики, сложно сказать что-то так, чтобы слушающий понял тебя адекватно и увидел в сказанном именно и только тот смысл, который ты вложил в слова.
15.01.2008 в 17:18

Тут иногда даже конкретные вопросы не понимаю :)))
Я уже 5 минут в одной дискуссии пытаюсь выудить из чувака конкретный ответ на конкретный вопрос, а он все юлит...
а тут богословие... шутка ли? :))
15.01.2008 в 17:18

Viconia мой опыт участия в гуманитарных конференциях говорит об обратном
15.01.2008 в 17:20

Nick-Luhminskii
про мой опыт участия я лучше помолчу :)))))