17:45

Эрнест Удет "Жизнь летчика"

Немецкий жанр воспоминаний о войне — это нечто особенное. Они лишены главного черного недостатка военных мемуаров — гадкой напыщенности. Они вообще лишены интонаций. Одосоставные предложения, в кайнем случе — посерединес запятой. Как в школе. У меня даже сложилось впечаление, будто каждый воспомиающий сам определяет себе предел сложности собственного текста: пилот — он и есть школьник, птушник, он с тех пор больше не учился, поэтому и не посягает на деепричастный оборот. А вот, например, полевой врач — он учился, и в его речи слышатся какие-то слабые литературные запахи: гейдельбергцы, среднеевропейский роман. Они очень дисциплинированные, поэтому никого из них нельзя назвать безграмотным: по одежке протягивают ножки с точностью до миллиметра.

У Удета все равно есть свое милое личико. Он чувственен. Некоторые эпизоды у него действуют откровенно возбуждающе, хотя он пишет только о невинных вещах (благодаря тому,что он пишет о невинных вещах?). Телесность без обнаженности, — лицо да руки.

До сих пор вспоминаю Таню Болотову — "Хэмингуэй болтлив как женщина". Интересно, она-то помнит?

Комментарии
01.08.2008 в 13:23

Шасси, крылья, хвост - вот мои документы!
Напыщенности нет? Кхм... Ну. это смотря у кого. За напыщенностью - смотри Хайнца Кноке, у него ее хватает. Кстати, для полноты комплекта, еще одна особенность немецких военных мемуаров (конкретно - по Второй Мировой). Большая часть авторов - от солдата до генерала старательно доказывает читателю, что все они (солдаты/офицеры/генералы) - на самом деле были белые и пушистые и хотели только мира для своей страны и т. д. А виноват во всем - подлый, хитрый Гитлер, который их всех, несчастных, обманул. Что у Кноке, что у Типпельскирха - везде одно и то же.
01.08.2008 в 13:47

У-2_кукурузник у, здесь-то речь о первой мировой.
Кстати, еще ни в одних военных мемуарах не встречал чувства вины в той или иной форме. Интересно было бы встретить
01.08.2008 в 15:49

Шасси, крылья, хвост - вот мои документы!
Nick-Luhminskii Пожалуйста: Курт фон Типпельскирх "История Второй Мировой войны" (в научке есть, в читальном зале). Это, вообще-то историческое исследование, но в начале - именно это настроение. Киллиан (медик который) - можешь у меня взять. Там несколько другое - он видит, что его соплеменники творят и ему от этого очень хреново. У Кноке примерно тоже самое - мемуары его по сути выдержки из дневника, в финале с автором случается что-то вроде нервного срыва. "Мы опозорены на сто лет вперед..." и далее по тексту.
01.08.2008 в 16:07

У-2_кукурузник У Киллиана я никакого комплекса вины кроме общеинтеллигентского не уловил, да и вообще со второй мировой имеет смысл затеваться только когда станет все ясно с первой