Для Фуко тема "эстетик существавания" тесно связана с темой дружбы. По его мнению, эта связь еще не понята достаточно хорошо: после "Истории сексуальности" он собирался написать еще и историю дружбы. Почему, анализируя античные "эстетики существования", Фуко делает акцент на дружбе? Для Фуко важно, что в противоположность современности, где человеческая идентичностьбазируется на сексуальности, античность дает пример общества, где место высшей ценности занимают отношения дружбы. Кроме того, тот факт, что моральная рефлексия в античности появляется только у определенных членов общества (свободных мужчин), дает пример неуниверсалистской этики. В проблематизации "эстетик существования" для Фуко важна также связь дружбы с темой Другого и античной "паррезии" (умение говорить правду). Исследователи указывают на связь темы дружбы у Фуко с темой дружбы у Ницше. Дружба, действительно, играла большую рольу Ницшев обосновании идеи жизни как "большог стиля". Он указывал на связь между ролью художника и ролью друга. Художник, создавая произведения искусства, позволяет нам увидеть красоту вещей: такой же элемент дистанцирования существует в настоящей дружбе: друга мы ценим как другого, а не как подобного себе. Ницше особенно подчеркивал значение дружбы в античной культуре. По мнению С. Гарлик, в поздних работах Фуо возрождается этот античный этос дружбы в контексте культуры конца XX века. Но она обращает внимание на то, что важно различать ницшеанское и современное понимание дружбы. Понимание дружбы у Ницше "маскулинное": он отвергает привязанность, эмоции, то есть то, что обычно ассоциируют с дружбой, как "женские качества". Современное же понимание дружбы сформировалось ввиду изменений в западной культуре. Знаком этих именений, считает Гарлик, стал случай Уайльда, который означен "решительным разделением маскулинности и самостилизации, отношением к жизни как к произведению искусства". Со времен Уайльда эстетическая самостилизация стала идентифицироваться с феминным и гомосексуальным: эти три элемента соединяются в фигуре "эстета-денди", которого персонифицирует Уайльд. Гарлик считает, что институт гетеросексуальности и неприятие гомосексуального были сущностными для конструирования гегемонного понятия маскулинности.
Фуко обращает внимание на то, что на протяжении нескольких веков после античности дружба оставалась важным видом социальных отношений, однако в XVI и XVII веках дружба, по крайней мере, в мужском сообществе, постепенно исчезает. Он показывает, что уже с XVI века можно встретить тексты, которые критикуют дружбу как нечто опасное. Гипотеза Фуко такова: одна из причин того, что в XVIII веке гомосексуальность становится социальной проблемой, -- распад института дружбы. Исчезновение дружбы как социального отношения и провозглашение гомосексуальности в качестве социальной / политической / медицинской проблемы -- это один и тот же процесс. Гарлик считает, что схема Фуко верна, особенно если мы перейдем к XIX веку, когда дружба стала ассоциироваться с эмоциональной экспрессией, женской чувствительностью; в начале XX века понятие дружбы продолжает активно феминизироваться.
Внимание к теме античной дружбы у Фуко связано с попыткой рассмотреть вариант жизнеустрйоства, который не ограничивается гетеросексуальной культурой. в контексте гетеро-нормативной культуры, по мнению Фуко, именно "работа дружбы" может вывести в царство свободы от "нормализующего дискурса". Гарлик считает, что имея "самостилизации", отношения к жизни как к произведению искусства у Фуко представляет вызов гегемонному дискурсу маскулинности, современному гендерному режиму в целом с его подчеркнутым дискурсом гетеросексуальности.