Поскольку я мессы слушал раньше, чем взялся за религиоведческую литературу, изначально в моем воображении, разумеется, существовала цельная картинка. Литургический год и имеет своей целью создать в представлении отдельного паиньки-прихожанина цельную картинку. Биографические факты Иисуса складываются в цепь последовательно идущих друг за другом эпизодов. Заявлено, что все эти эпизоды истинны, и их последовательность истинна, так как за ними стоит авторитет евангелий. Между тем евангелия представляют собой нечто разрозненное. Их хотя бы в какой-то мере скрепляют воедино позднейшие вставки -- последние 12 стихов евангелия от Марка делают возможным переход к евангелию от Иоанна, и т.д. То есть цельная картинка существовала в устном предании, том источнике, откуда родом те самые вставки. А евангелия -- это чистая литература, более или менее привлекательные тексты, отсылающие к неким известным событиям и трактующие эти события. Евангелие -- это некое индивидуальное видение, индивидуальный вкус. А "литургическая картинка" -- это коллективное сознательное или бессознательное, фольклор. Мне она представляется зародившейся прежде евангелий; чуть-чуть, да пораньше. Народ любит все логичное и упрощенное. Тот, кто умеет хорошо излагать на бумаге, хочет выразить больше, чем было бы достаточно для народа. Книжник берет у народа тему и делает то, что считает красивым и необходимым. Народ берет готовую книгу и испохабливает по собственному усмотрению, чтобы все снова стало простенько и понятно. И немножко литературы остается, и требования пошлости удовлетворены.
А цитата "будьте как дети" (с).. вообще подходит к любому случаю)))