Сейчас уже можно сказать, что сатанизм как мировая религия вполне может состояться; пока эта религия хоть и мировая, но карликовая. Я полагаю, что именно сатанизм, а не ислам является самой молодой из мировых религий, а следовательно -- обладающей самым большим запасом пассионарности.
Думаю, достоверно определить истоки сатанизма будет крайне тяжело, потому что сатанистам в описании истоков собственной религии свойственно, простите за каламбур, безбожно врать. Согласно устным и письменным свидетельствам, которые я собирал несколько лет в среде сетевых и оффлайновых господ магов и сатанистов, они представляют себе церкви сатаны и церемониальной магии как структурированное, интернациональное, теневое и вообще жутко засекреченное общество, существовавшее параллельно обычному христианскому обществу в Европе по крайней мере на протяжение всего Средневековья. Когда я задавал наводящие вопросы о более ранних этапах развития, мне как правило отвечали, что мой уровень доступа недостаточен для получения такого рода информации, но они могут уверить меня, что их общество очень, очень древнее. По тому, как сильно сатанисты любят рассуждать о других тайных вещах, я могу судить, что они сами слабо себе представляют свою церковь в иных условиях кроме медиевальной эстетики, но вместе с тем им важно думать, что их церковь уже в тот момент, когда она явилась взору их воображения, т.е. в эпоху Средневековья, уже была очень древней.
Моих знаний, полагаю, не хватит для того, чтобы изобразить даже самую приблизительную историю сатанизма, но я могу наметить пункты, где стоит искать.
Первые тексты, сходные с современными текстами, воспроизводимыми устно и письменно в среде сатанистов, действительно относятся к средневековью: они были выдуманы профессиональными охотниками на ведьм и преподнесены в виде типовых признаний, которые предлагалось подписывать жертвам ведьмовских процессов в обмен на освобождение от пыток. Как известно, в Европе последние процессы над ведьмами проходили в XVIII веке, а в Америке лексика охотников на ведьм оставалась актуальной вплоть до XIX века, потому что соотносилась с искоренением традиционных верований рабов из Африки. Таким образом, понятно проникновение такого рода тем в культуру XX века, хотя прямой преемственности я не обнаруживаю и не думаю, что она там есть. К церемониальной магии, разумеется, также относятся масонские ритуалы: хотя масоны и не считали себя поклонниками сатаны, таковыми их считали окружающие. Таким образом, я могу сделать предположение о том, кем были первые сатанисты. Это были люди, как раз категорически не имеющие никакого отношения ни к масонам, ни к тем, кто мог быть обвинен в ведьмовстве; это были люди, которые дома или где-то еще в социуме постоянно слышали о других -- тех, кто якобы поклоняется сатане, об обычаях и воззрениях этих других, наконец, об уничтожении этих других. Первый сатанист решается подобрать несуществующий Экскалибур.
Таким образом, я предполагаю, что впервые человек самостоятельно, из собственных лучших побуждений назвал себя сатанистом в конце XIX века.
Следом я рассмотрю и прокомментирую "Черную книгу сатаны" Конрада Робери, очень интересный документ.
Думаю, достоверно определить истоки сатанизма будет крайне тяжело, потому что сатанистам в описании истоков собственной религии свойственно, простите за каламбур, безбожно врать. Согласно устным и письменным свидетельствам, которые я собирал несколько лет в среде сетевых и оффлайновых господ магов и сатанистов, они представляют себе церкви сатаны и церемониальной магии как структурированное, интернациональное, теневое и вообще жутко засекреченное общество, существовавшее параллельно обычному христианскому обществу в Европе по крайней мере на протяжение всего Средневековья. Когда я задавал наводящие вопросы о более ранних этапах развития, мне как правило отвечали, что мой уровень доступа недостаточен для получения такого рода информации, но они могут уверить меня, что их общество очень, очень древнее. По тому, как сильно сатанисты любят рассуждать о других тайных вещах, я могу судить, что они сами слабо себе представляют свою церковь в иных условиях кроме медиевальной эстетики, но вместе с тем им важно думать, что их церковь уже в тот момент, когда она явилась взору их воображения, т.е. в эпоху Средневековья, уже была очень древней.
Моих знаний, полагаю, не хватит для того, чтобы изобразить даже самую приблизительную историю сатанизма, но я могу наметить пункты, где стоит искать.
Первые тексты, сходные с современными текстами, воспроизводимыми устно и письменно в среде сатанистов, действительно относятся к средневековью: они были выдуманы профессиональными охотниками на ведьм и преподнесены в виде типовых признаний, которые предлагалось подписывать жертвам ведьмовских процессов в обмен на освобождение от пыток. Как известно, в Европе последние процессы над ведьмами проходили в XVIII веке, а в Америке лексика охотников на ведьм оставалась актуальной вплоть до XIX века, потому что соотносилась с искоренением традиционных верований рабов из Африки. Таким образом, понятно проникновение такого рода тем в культуру XX века, хотя прямой преемственности я не обнаруживаю и не думаю, что она там есть. К церемониальной магии, разумеется, также относятся масонские ритуалы: хотя масоны и не считали себя поклонниками сатаны, таковыми их считали окружающие. Таким образом, я могу сделать предположение о том, кем были первые сатанисты. Это были люди, как раз категорически не имеющие никакого отношения ни к масонам, ни к тем, кто мог быть обвинен в ведьмовстве; это были люди, которые дома или где-то еще в социуме постоянно слышали о других -- тех, кто якобы поклоняется сатане, об обычаях и воззрениях этих других, наконец, об уничтожении этих других. Первый сатанист решается подобрать несуществующий Экскалибур.
Таким образом, я предполагаю, что впервые человек самостоятельно, из собственных лучших побуждений назвал себя сатанистом в конце XIX века.
Следом я рассмотрю и прокомментирую "Черную книгу сатаны" Конрада Робери, очень интересный документ.