Читаю советскую палеоантропологию и попутно убеждаюсь, что для советского времени характерно принципиальное противопоставление человека животным. Собственно, так иформулировался вопрос о начале человеческой истории: в какой момент человек начал отличаться от животных. Я бы сформулировал вопрос иначе: в какой момент один вид приматов стал отличаться от другого. Я не могу сказать, чем мы от них отличаемся, но я могу сказать, что нас от них отделяет: на мой взгляд, это способность передавать друг другу отвлеченную информацию. Мы можем общаться с собаками и кошками, в меру своего уважения к ним, но ни при каких обстоятельствах не можем поделиться с ними нашей человеческой мифологией или спросить у них, есть ли в их системе мышления место каким-либо сказочным сюжетам. Что, опять же, не означает, что способность создавать мифологию -- наше человеческое ноу-хау. Мы не можем сказать наверняка (я считаю, что не можем), есть ли у животных мифология. Это и есть отделяющий нас признак. Отличающий ли он -- мы не сможем узнать, поскольку он отделяющий.

А само по себе жесткое противопоставление человека животным -- оно как раз несоветское, нематериалистическое, оно ведь из библии))

@темы: Научный атеизм

Комментарии
23.02.2010 в 00:24

Не все, что возможно физически, возможно психологически.
Я не могу сказать, чем мы от них отличаемся
Наличием сознания ;)
23.02.2010 в 00:32

Я читал также, что наличием способности целеполагать. Но вследствие невозможности полноценного общения я не убежден и в этом отличии, не говоря уж о сознании.