Сегодня был на концерте органиста Арьяна Брейкхофена из Роттердама. Очень необычен со всех сторон, не скажу, что это стопроцентно мой музыкант, но он вызывает во мне уважение. Желая сделать русской публике приятное, он сочинил попурри с элементами импровизации на темы нескольких русских "песен", как сам он выразился. Однако что было на его концерте -- это не песня, это танец (с). Вначале зал воспринимал попурри спокойно. Кино началось на мотиве "течет река Волга", к которой все присутствовавшие бабоньки за 50 немедленно начали петь слова (судя по их остекленевшим глазам -- непроизвольно). Потом была калинка-малинка -- под нее хлопать в такт стали уже все без исключения (да, и ваш покорный тоже не стал исключением, увы). А в финале прозвучал никто иной как собственной персоной гимн СССРа, он же действующий гимн вообще. Зал встал. Но не потому что всем так понравилось творение Александрова, сыгранное в низком регистре больших органных труб, а траурно, молча, сложив как подобает руки на животе. Я не встал, и со мной -- еще где-то четверть зала. Понимаете, только четверть. Когда ничего не подозревавший Арьян доиграл и повернулся к публике, он был ошарашен -- явно не имел ничего такого в виду. Точнее, имел в виду нечто совсем другое. По структуре его попурри было фактически историей гражданской войны -- все начиналось неясными цыганскими напевами, потом в нескольких вариациях звучало "Прощание славянки", потом была лирическая интермедия, под которую бабоньки пели, потом снова прощание, которое потерпело сокрушительное поражение от мелодии, напоминающей тему из "Неуловимых", с чем соседствовала Калинка, изображающая, видимо, Махно, потом снова "Неуловимые", и закончилось все понятно чем -- вполне логично.
Отступление:
Под советский гимн я задницы от кресла не оторву никогда и ни за что, потому что гимн, звучавший в 37-ом, -- это позор для страны. То же самое, если бы у немцев гимном стал Хорст Вессель. А когда гимн звучит как логичная часть музыкального произведения, под него вообще вставать никому не нужно. В "Славянском марше" Чайковского "Боже царя храни" звучит несколько раз -- так что, тогдашним слушателям надо было каждый раз вскакивать как пружинным чертикам? А когда "Бцх" звучит приглушенно, под другими темами, им, значит, нужно было привстать наполовину и так стоять глаголем, пока либо сесть не разрешат, либо громче не заиграют? Страна идиотов. Рабов и идиотов.
Окончание:
Русскими очень легко управлять. Понятно, под какую мелодию будут прихлопывать и притопывать, под какую -- подпевать, под какую -- сугубо инстинктивно вставать раком.

@темы: говорение о музыке, Злой Ник