Т.Б. Щепанская "Мужская магия и статус специалиста (по материалам русской деревни конца XiX - начала XX века)" // Мужской сборник. Вып. 1. мужчина в традиционной культуре.М., 2001.
Весьма любопытное описание магии пастухов, мельников, плотников, кузнецов и коновалов. Некоторые тексты свидетельствуют о том, что традиция уже полностью разложилась: плотники вовсю резвятся, возводя дома со спецэффектами -- от воющей бутылки до дохлой кошки в стене, бродячий умелец широкого профиля за приличное вознаграждение устраивает тайный ритуал от скисания молока, заключающийся в основательной термической обработке горшков, и т.д. Но по некоторым текстам видно, что магия также служит тем, чем она, по существу, и должна служить: инструментом правового регулирования в обществе, в котором пока невозможно более цивилизованное улаживание конфликтов. Если возлагать материальную ответственность за стадо на пастуха, будет невозможно найти человека на должность пастуха, поэтому материально ответственной за естественную убыль стада назначается виртуальная сторона: нечистая сила. А чтобы не было соблазна все равно обвинить пастуха, он наделяется таким же виртуальным профсоюзом -- дружественными демонами.
Практически все магические сюжеты можно объяснить прагматически, но все равно -- как они хороши. Вот например:
В южной Руси и на Украине записаны рассказы о том, как леший гонит огромные мышиные стаи, останавливаясь в попутных кабаках, подобно перегонщикам скота -- гуртовщикам. (Привет Гаммельну)
Иногда пастушья сила персонифицировалась в облике мелких бесов, числом от двух до 12 и более, которые в этом случае поступали к нему в услужение. Тихвинские пастухи использовали на пастбище неких рыжих чертенят, располагавшихся у него на ремне, на специальных костяных насечках. На юге Архангельской области (в Вельском р-не) бесы-помощники принимали вид маленьких человечков в красных поясках или колпачках и больше никакой одеждой не отягощенных. У них были даже личные имена, известные только их владельцу и дававшие ему власть над ними:напр, бесята, сидевшие на посохе одного местного пастуха, звались Сенька и Бренька. (В европейских процессах над ведьмами тоже фигурировали бесы с паронимически совпадающими именами)
Весьма любопытное описание магии пастухов, мельников, плотников, кузнецов и коновалов. Некоторые тексты свидетельствуют о том, что традиция уже полностью разложилась: плотники вовсю резвятся, возводя дома со спецэффектами -- от воющей бутылки до дохлой кошки в стене, бродячий умелец широкого профиля за приличное вознаграждение устраивает тайный ритуал от скисания молока, заключающийся в основательной термической обработке горшков, и т.д. Но по некоторым текстам видно, что магия также служит тем, чем она, по существу, и должна служить: инструментом правового регулирования в обществе, в котором пока невозможно более цивилизованное улаживание конфликтов. Если возлагать материальную ответственность за стадо на пастуха, будет невозможно найти человека на должность пастуха, поэтому материально ответственной за естественную убыль стада назначается виртуальная сторона: нечистая сила. А чтобы не было соблазна все равно обвинить пастуха, он наделяется таким же виртуальным профсоюзом -- дружественными демонами.
Практически все магические сюжеты можно объяснить прагматически, но все равно -- как они хороши. Вот например:
В южной Руси и на Украине записаны рассказы о том, как леший гонит огромные мышиные стаи, останавливаясь в попутных кабаках, подобно перегонщикам скота -- гуртовщикам. (Привет Гаммельну)
Иногда пастушья сила персонифицировалась в облике мелких бесов, числом от двух до 12 и более, которые в этом случае поступали к нему в услужение. Тихвинские пастухи использовали на пастбище неких рыжих чертенят, располагавшихся у него на ремне, на специальных костяных насечках. На юге Архангельской области (в Вельском р-не) бесы-помощники принимали вид маленьких человечков в красных поясках или колпачках и больше никакой одеждой не отягощенных. У них были даже личные имена, известные только их владельцу и дававшие ему власть над ними:напр, бесята, сидевшие на посохе одного местного пастуха, звались Сенька и Бренька. (В европейских процессах над ведьмами тоже фигурировали бесы с паронимически совпадающими именами)
что нам кузнец не нужендовольно расхожая история о том, как несколько не знакомых друг с другом кузнецов подковали лошадей у черта, причем на самом деле эти лошади были людьми. Я вариации на эту тему встречал уже много раз, поэтому о ней не упомянул.